Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Для прорыва вольного есть два пути…

Финансирование образования в России сейчас существенно лучше, чем в предыдущие годы - но и этого категорически мало для запланированного прорыва
Одна из проблем - это заложенная система измерения динамики роста качества образования во многом "заточена" под бумажно-электронные отчёты, т.е. количество - прошедших обучение, опубликованных статей, иностранных партнёров, проведённых мероприятий
При всей благовидности целей за многомиллионными расходами часто не остаётся ничего - кроме прошитой и проштампованной отчётной документации с цифрами и картинками по итогам реализации госконтрактов
Против этого активно выступает президент, например, в вопросах науки
Уважаемый нами Андрей Волков прекрасно знает цену многим победам отдельных участников проекта "5 -100"
Это коллективный самообман, в котором все мы - участники гонки в международных рейтингах университетов
В когорте экспертов по цифровой экономике преобладают теоретики-гении, чьи идеи прекрасны в формате концепта, но разбиваются о стену неприятия/непонимания новаций в любом провинциальном регионе РФ или вузе средней руки
В ректорской среде понемногу появляется пласт энтузиастов, которые хотят оставить после себя позитивные изменения
Но им зачастую не хватает ориентиров и экспертной поддержки
Новое поколение индикаторов оценки эффективности задрало высокую планку для всех участников "прорыва" - команд регионов и ФОИВов, РАН и научных учреждений, бизнеса, институтов развития и университетов
Проблема в том, что все они в парадигме целей майского указа – «стартапы», которые находятся в состоянии беспрерывной стратегической сессии и дискуссии
Поэтому и паспорта нацпроектов обсуждали всем миром, да так и не дообсудили; и Минфин считает, что образование (особенно в части цифровой трансформации) - это ненужные бюджетной нагрузке излишества
У нас эксперты-носители нужных массам компетенций сосредоточены в местах консолидации образовательных бюджетов - в АСИ, Сколково, РАНХиГС и т.д.
Это не критика в адрес коллег, а констатация факта
Мы обсуждаем "прорыв" довольно узкой группой прогрессивных экспертов на острове Русский и планируем сделать то же самое в Сколтехе, собираем стратсессии в Москве и Питере в то время, когда в глубинке руководители вузов читают паспорта нацпроектов с переводчиком - с языка "этих ваших интернетов" на понятный русский
При этом ответственным за результаты "прорыва" в регионе остаётся проректор местного классического государственного университета
Как правило, это экс-региональный чиновник от образования, в возрасте под 60 или больше
Едва умеющий работать с компьютером и столь же далёкий до цифровой трансформации образования, как финансирование редакции до PR-бюджетов ИМА-консалтинг
Если вы спросите такого условного проректора о планах по сетевому взаимодействию, о имеющихся в вузе компетенциях для подготовки CDO, об успехах по созданию контента для онлайн-обучения, об интересных продуктах для образовательного экспорта - в 90% в ответ услышите лишь гнетущую вас обоих тишину
Те, кто принимает решения на местах далеко от столиц - не знают фамилий Пескова, Волкова, Шаронова, Конанчука, Лукши, Гужели, Третьякова, Подольского
Не знают они, зачастую, даже имен руководителей департаментов в Минобрнауки, курирующих их работу
И это мы говорим о вузах, подведомственных Минобрнауки. Потому что есть еще у университетов-подведов других ФОИВов картина вообще слабо поддаётся хоть какой-то оценке
Вот так и выходит - очень "по-нашему" - есть два пути к прорыву
Результаты одного обыватели видят, как яркую картинку - форумы с участием первых лиц государства и отечески-снобские интервью лидеров некоторых вузов - с анонсом лабораторий, оборудованных за счёт бюджетных субсидий
А другой путь - он пока лишь в планах и проектах
Потому что в реальной работе с региональными исполнителями не то, что "конь не валялся" - там надо с понятийного аппарата начать
А для этого, безусловно, нужны деньги
Которых, повторимся, при кажущейся мощи нацпроектов, не хватает
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author