Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Вот что с наибольшими средними рейтингами назвали школьники

"Социологи Г.

А. Николаенко и Е.В. Евсикова, решили выяснить, как санкт–петербургские школьники знают историю науки (доклад на V Всероссийском социологическом конгрессе, Екатеринбург, 2016).

Сказано — сделано: в 2016 году опросили 350 учащихся 7—11 классов, 55% мальчиков, остальные — девочки. В 7, 8, 9, 10, 11 классах учится соответственно 13, 29, 28, 17, 13%. Ниже мы приводим вопросы исследователей и ответы молодого поколения.

Какое из открытий или изобретений является наиболее важным для человечества? Это был открытый вопрос, то есть варианты ответа не предлагались. Наибольшее количество упоминаний получили электричество (22%) и Интернет (13%). Далее — колесо, автомобиль и радио по 4%. Космос (все ответы, связанные с космической сферой) и телефон — по 3%. Были единичные упоминания разных технологий и объектов (бозон Хиггса, карта мира, микроскоп, огонь, компьютер, письменность, селекция), а 20% вообще не могли ответить на поставленный вопрос.

Далее каждому респонденту предлагалось назвать наиболее важные отечественные открытия или изобретения и расположить их по степени значимости (1 — наименьшая значимость, 5 — наибольшая).

Вот что с наибольшими средними рейтингами назвали школьники:

• радио — 4,4;

• водородная бомба — 4,4;

• таблица Менделеева — 4,3;

• спутник — 4,3;

• телевизор — 3,9;

• телефон — 3,8.

Мы видим, что анекдот (точнее, группа анекдотов) «Россия — родина слонов» актуален по–прежнему. Но конкретно нашему журналу приятно, что Менделеев не забыт.

Аналогичный вопрос был задан про зарубежные открытия, и вот ответ:

• электричество — 4,6;

• Интернет — 4,4;

• телефон — 4,1;

• автомобиль — 3,8.

Авторы исследования сдержанно (как и подобает социологам) заметили, что при анализе менее популярных вариантов ответов можно обнаружить пункты, с трудом поддающиеся объяснению.

Так, например, Д.И.Менделеева многие отнесли к зарубежным исследователям (даже в том случае, когда таблица Менделеева отнесена к числу отечественных изобретений), а Эйнштейн и Пифагор причислялись к отечественным. Греция, конечно, входила в Российскую империю, кто б сомневался, но что у детей с элементарной логикой? За что Дмитрия Ивановича разлучили с его таблицей?!

Затем каждому респонденту предлагалось назвать имена наиболее выдающихся отечественных ученых:

• Д.И.Менделеева указали 59,7%;

• М.В.Ломоносова — 32,6%;

• И.П.Павлова — 31,4%;

• А.С.Попова — 30,2%;

• И.И.Мечникова — 4,1%.

Аналогичный вопрос про зарубежных ученых дал следующие результаты:

• Ньютон — 36,4%;

• Эйнштейн — 35,9%;

• Тесла — 30,6%;

• Хокинг — 7%.

Влияние бульварной литературы видно без лупы, непонимание разницы между ученым и изобретателем — тоже. Хотя довольно коварно было спрашивать сначала про открытия и изобретения, а потом про чистую науку. Наверное, стоило эти две темы разделить четче.

Последним шел трудный вопрос: «Какое направление научных исследований, с вашей точки зрения, является наиболее перспективным на данный момент?» (Этот вопрос также был открытым.)

Что такое перспективный, непонятно, и тем более непонятно, что под этим понимают школьники. В ответах лидирует космос, то есть объединение всех ответов, так или иначе связанных с космической тематикой, их дали 17,3% респондентов; далее медицина — 16,9%, физика — 9% и биология — 7%. Многие школьники не ответили на этот вопрос, как и на вопрос о наиболее значимом изобретении для человечества. Авторы считают, что это произошло «из–за того, что школьники никогда не рефлексировали на тему места науки в современном обществе». Но это могло произойти также из–за слишком расплывчатой формулировки, из–за непонятного респондентам смысла вопроса — современная школа с ее ЕГЭ учит понимать и отвечать сугубо конкретно".

"Химия и жизнь", №8, 2017

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author