Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Федеральная смутноцелевая программа

Министр Котюков провел заседание научно-координационного совета ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы»

Программа реализуется уже не первый год, более того – это уже, кажется, четвертое издание подобного формата.

ФПЦ ИР сохраняется в госпрограмме НТР до своего логического завершения. Начатые проекты будут профинансированы. Новые очереди и конкурсы объявят только после ревизии.

Основная задача – провести тотальную перезагрузку программы.

«Предлагается по-новому посмотреть на ФЦП, как на один из инструментов реализации Национального проекта и Стратегии, в соответствии с которой должны быть сформированы комплексные научно-технические программы и проекты, включающие в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок», - сказал Министр.

В принципе, ФЦП ИР уже «перезагружали». Это была не очень удачная попытка команды Матвеева (и затем – слабо разбиравшегося во всей этой проблематике Трубникова) еще при старом Минобрнауки и министре Васильевой натянуть сову ФЦП ИР на глобус Стратегии НТР.

Условно комплексный характер получило разве что мероприятие 1.4, в котором собственно Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки (как объект мероприятия) должны быть частью более длительного комплексного научно-технического проекта и предполагать внедрение в производство.

Ну а мероприятия 1.2, 1.3 и 1.4 и ряд других начали разбивать по приоритетным направлениям. Причем в ряде случаев предпринимались попытки сформулировать тематику через запросы индустриальных партнеров.

Через приоритетные направления объявлялись конкурсы и определялись организации-мониторы – тогда же произошел определенный передел рынка услуг «оргтехсопровождения и мониторинга». А для полноты картины каждый из четырех логических блоков заявок был отдан на отдельный конкурс – этот паноптикум мы описывали год назад.

Впрочем, надо отдать должное – прошлая команда пыталась и TRL ввести, и отчетность сделать прозрачной (статьи и патенты), и стыковать конкурсы и мероприятия между собой. Но делалось это все больше на словах. И ради самих слов.

С ФЦП ИР связана иная интересная история – она была основной «кормушкой» и для ряда чиновников, и для близких к ним компаний. Если вспомнить массовое прошение об увольнение по собственному от департамента Салихова (во главе с ним), а затем уход Матвеева и наконец Попова – то многие ниточки тянутся именно через непрозрачные схемы ФЦП.

Собственно, новое Министерство ввело Программу в новый этап ее развития.

Важный вывод в своем выступлении сделал Григорий Трубников – механизмов поддержки исследования и разработок много, но они разрозненны и применяются непоследовательно. Отсюда – неэффективность и дублирование расходования бюджетных средств. Нет системы поддержки в соответствии с полным жизненным циклом.

На базе ФЦП как раз хотя апробировать несколько схем, которые затем перекочуют в ГП НТР как механизмы реализации КНТП. Оставшихся двух лет действия программы, в принципе, достаточно. Весьма вероятно, что самые первые комплексные научно-технические программы и проекты будут проходить именно единым мероприятием (или конгломератом взаимообуславливающих конкурсов) ФЦП ИР.

Часть мероприятий ФЦП (например, по международным проектам, популяризации или конгрессно-выставочной деятельности) уже сейчас надо передавать в конкурсные механизмы тех же научных фондов. Когда с начала 2021 года программа прекратит свое существование, наиболее успешные инструменты будут интегрированы в госпрограмму НТР.

Перезагрузка ФЦП ИР действительно необходимо – иначе мы получим кандалы на ноги и реализации Стратегии НТР, и нацпроекта «Наука», и всего научно-технологического прорыва.

https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=…

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author