Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Мани и мандеи

Мандеи (происходит от арамейского manda — «знание», то есть то же, что и gnosis — «гностики») — одна из двух сохранившихся до наших дней гностических религий (вторая — езидизм). Её последователи проживают на территории Ирака и некоторых других стран.

Первые сведения о мандеях восходят к VIII веку н. э. «Главные писания данной секты: «Сидра-рабба» (большая книга) или «Гинза» (сокровище) — космологический трактат о противоречивости акта творения; «Сидра-д’Яхъя» (Книга Иоанна) — деяния Иоанна Крестителя, где, в частности, критикуется Христос; «Коласта» — сборник литургий (свод молитв и гимнов); «Сфар-Малвасия» (Книга Зодиака) — описание гороскопов и магических средств; «Крещение Хибила Зиви» — описание очищения небесного спасителя мандеев. Описаны также другие литературные произведения мандеев, например, «Симург и Химриз Шах» и «Книга Адама».

По учению мандеев, высшее Божество «Великая Жизнь» эманирует из себя небесные существа, или эоны (символом эманации является Иордан). Этими существами являлись библейские праотцы и пророки. Последним среди эонов был Иоанн, сын Захарии (Яхья бар Зкария). Иисуса Христа и Мухаммада мандеи считают лжепророками. Почитают Адама, Авеля, Сифа, Еноха, Сима, Арама, но отвергают Авраама и Моисея.

Истоки мандеев связывают с иудейской сектой елкесаитов, из которой происходил основатель манихейства пророк Мани. Жившие в Иудее и Ассирии елкесаиты были схожи с эбионитами; практиковали крещение водой и носили белые одеяния, как и мандеи. Ибн ан-Надим описывал сабийскую секту в южной Месопотамии, которая, видимо соответствует елкасаитам, ведущим свою историю от некоего Элкасая, проповедовавшего в Парфии.

Манес рос и воспитывался в среде Мандеитов, учение которой он почти целиком перенес в основанную им новую религию - манихейство.

Мандаиты, из среды которых вышел Манес жили к югу от Вавилона, где жалкие остатки ее существуют и теперь, сохраняя неприкосновенным свое древнее учение и свою почитаемую ими священную литературу. Возникновение каббалистической секты Мандаитов в Вавилонии вполне объясняется тем, что страна эта еще со времен Навуходоносора, уведшего в плен народ иудейский, стала для "избранного племени" вторым отечеством. Под персидским же владычеством иудеи в Персии, а особенно в Вавилонии пользовались почти полною автономией.

Бабелон и Франк, утверждают, что секта Мандаитов соединила в своем учении суеверие Халдеев с идеями и верованиями, почерпнутыми из Библии, Талмуда и иудейской Каббалы. Как видно из перевода слова Мандеи, это были гностики (от слова манда - гнозис - знание).

Именно эти идеи позднее и развивал Мани в своем манихействе.

Учение Мани было составлено в основном из "христианско"-гностических представлений, опиравшихся на специфическое понимание Библии, однако со временем впитало большое число заимствований из других религий — зороастризма и буддизма — по мере проповеди в странах их распространения.

К IV веку манихейские общины существовали почти на всей территории Римской и Сасанидской империй и в окрестных странах. Римские власти с манихейством боролись: первый антиманихейский указ издал Диоклетиан в 297 году, в дальнейшем такие указы издавали христианские императоры в 326, 372 и 381—383 годах. К VI веку манихейство на Западе пришло в упадок. В этот же период в государстве Сасанидов началась борьба со всеми незороастрийскими религиозными организациями, из-за чего большинство манихеев осели в Центральной Азии, центр религиозной организации был перенесён в Самарканд. В VII—VIII веках манихейство проникает в Китай. В 762 году в манихейство обратился Бегю-каган — глава уйгурского государства; официальной религией оно было до разгрома каганата в 840 году, но впоследствии сохранилось в уйгурском Гаочанском государстве, а также проникло в Южную Сибирь. С IX века начинается преследование манихейства в Китае, аналогичные процессы происходили в мусульманских государствах. Тем не менее, манихейские общины зафиксированы на территории Туркестана и Китая до XIV века, как минимум один манихейский текст вошёл в даосский канон. Манихейство под видом буддийской секты сохранялось в Южном Китае до начала XVII века, единственный манихейский храм остался в Фуцзяни, но он принадлежит буддийской общине.

Е. Б. Смагина определяла манихейство как одно из гностических учений, сформированных на основе раннего христианства, неортодоксального иудаизма с некоторым влиянием греческой философии. Прямыми аналогами ему являются системы Бардесана и Маркиона.

Вот отрывок из религиозных представлений манихеев, свидетельствующий о схожести идей с гностицизмом:
"У каждого мира имеется один верховный архонт — царь этого мира. Царь мира огня — лев, царь мира ветра — орёл, царь мира воды — рыба, царь мира тьмы — дракон. Ими правит сильнейший из пяти — царь мира дыма, пятиликий: у него львиная голова, орлиные крылья, туловище дракона, четыре лапы, как у демонов, и рыбий хвост. Он возглавил поход сил тьмы, поднятых Материей, в наступление на Свет; всего в походе участвовали Материя, семь её царей и двенадцать слуг во главе всех демонов. Они захватили некоторую часть Страны Света и смешались с ним".

Более того как и другие жреческие общества манихейство подразделялось на степени посвящения: верующих, избранных, и совершенных.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что данная религия выросла из осколков гностических жреческих обществ, на почве Персидской цивилизации, некогда входившей в состав эллинистической империи и ее жреческого аппарата с центром в Александрии.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author