Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Гностицизм

Как уже писалось в предыдущих статьях, в период первых веков нашей эры жреческая элита утратила былую власть в силу принятия Римской империей христианства. Если ранее жреческие общины хотя и являлись полузакрытыми кастами с иерархией посвящения, но все же в своей деятельности оставались вполне публичными, то с приходом христианства данные касты были вынуждены скрываться, будучи запрещенными указом императоров. С этого момента начинается эпоха тайных языческих обществ.

Языческие общины были общераспространенными на протяжении тысяч лет до христианства, посему наивно полагать, что с официальным принятием новой религии все эти миллионы людей исчезли. Носители старых философий уходили в подполье. Это были все те же языческие общины с остатками храмового жречества и своими гильдиями строителей, возводившими культовые постройки. Нередко и сами жрецы выступали в качестве архитекторов храмов, да и само искусство инженерии было издревле довольно редким умением и данными знаниями обладали немногие, что в конечном счете приводило и к тому, что нередко строителями христианских храмов были сами язычники, вынужденные мимикрировать под новую веру.

Такое положение дел приводило к появлению всевозможных сект и еретических обществ полуязыческого типа, нередко маскировавшихся под христианство. Совокупность этих обществ можно озаглавить общим термином - гностицизм.

Гностицизм как явление уже существовал в античном мире задолго до появления христианства.

однако существовал он в рамках синкретических учений тогдашней жреческой идеологии. Прежнюю же форму он обрел в виде искаженного христианства, которое выдавалось за якобы истинное, путем всевозможных подделок и апокрифов.

Отцом гностических сект был иудей с о. Кипра Симон Волхв, который в деяниях апостолов и в трудах св. Иринея называется Симоном Самаритянином, вероятно, потому, что свои лжеучения он начал раньше всего распространять в Самарии. Этот основатель гностицизма был современником апостолов и учеником александрийского философа-иудея Филона (о котором написано в предыдущей статье). Филон же, родившийся лет за 20 до Р. X. и умерший приблизительно в 40-х годах христианской эры, может по справедливости считаться предшественником гностиков.

То обстоятельство, что отец гностиков Симон Волхв, был учеником александрийской школы Филона, объясняет присутствие в учениях гностиков некоторой примеси греческих мифов и философских идей.

К гностикам апостольского века принадлежал также Менандр, ученик Симона Волхва, и Керинф, иудей из Александрии, ученик Филона. В дальнейшем гностические идеи распространяли Маркион, Валентин, каиниты, офиты, Сатурнин и другие.

В основе учения гностиков лежал пантеизм. Философия гностицизма связана с античными философскими школами (герметизма, орфизма, пифагореизма, платонизма, неоплатонизма). Безусловно, важна и роль взаимопроникновения философий и религий запада и востока в результате завоеваний Александра Македонского.

В основе идей дохристианских гностиков лежит «комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками». Адепт воспринимал себя уже находящимся на более высокой стадии личности, посвященной в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным.

Предтечей данного эзотеризма является и орфизм — мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея. Более изучены элевсинские мистерии, в которых вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. По некоторым источникам, Платон был посвящён в элевсинские мистерии, что отразилось на характере его философствования, так как напрямую он не имел право говорить под страхом смерти.

В Египте на дохристианский гностицизм серьёзное влияние оказал культ Изиды и связанные с ним мистерии. Самыми торжественными и магическими были, без сомнения, те, что исполнялись в Египте «группой хранителей тайны».

В гностических представлениях миром правят архонты, которые рассматриваются как творцы материального космоса, а заодно и системы влечений и эмоций, делающих человека рабом материи. Символично, что владыкой архонтов у гностиков считался злой бог Демиург, нередко отождествляемый с Яхве, что отражает корни гностицизма как оппозиционное христианству учение, выросшее из языческих учений.

Истинным же творцом гностиков считался Абраксас или, в более ранней форме Абрасакс — гностическое космологическое божество, Верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. В системе Василида имя «Абраксас» имеет мистический смысл, поскольку сумма числовых значений семи греческих букв этого слова дает 365 — число дней в году.
Абраксаса изображали в древнем индийском, персидском, египетском искусстве, на античных геммах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит нож или плеть, в другой — щит, на котором начертано имя Йах (егип. Jah — молитвенный возглас, в Элевсинских мистериях превратившийся в имя божества Солнца).

Бывшие жреческие общины персидского региона породили такие гностические общины как Мандеи (название происходит от арамейского «знание». Основана в II веке н. э. Представители этого течения считали себя последователями Иоанна Крестителя. До сих пор существуют небольшие группы мандеев в южном Ираке (ок. 60 тыс. чел.), а также в иранской провинции Хузистан) и религию манихейство — составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений - синкретическое религиозное учение перса Мани (III век).

Недалеко от Александрии существовала община терапевтов. Терапевты представляли общины, ведущие аскетический образ жизни и состоящие в основном из евреев египетской диаспоры.Вся информация, которой мы располагаем, исходит от Филона Александрийского, из его трактата «О созерцательной жизни».

В толковании Ветхого Завета у них доминировал аллегорический подход. Тору они уподобляли живому существу, телом которого были буквальные предписания, а душу составлял невидимый смысл, скрытый в словах. По всей видимости, основное содержание их деятельности сводилось к синкретическому примирению иудаизма и эллинистической мысли, при помощи аллегорического толкования.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author