Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

«Крещение»: праздник, обросший суеверными традициями

Начну с того, что когда-то давно, первые Христиане отмечали три праздника: Рождество Христово, Святое Богоявление и Крещение Господне - в один день.

В наши же дни, 19 Января каждого года, Русская Православная Церковь отмечает теперь два события в один день.

А именно: Крещение Господне - о котором слышал практически каждый российский житель,

и

Святое Богоявление - менее известное российскому обывателю событие из жизни Иисуса Христа.

Этот праздник в России, как и Пасха с накрашиванием куриных яиц, пришёлся по душе и младу, и стару, и верующему атеисту, и оккультному агностику...

Дело в том, что в литургическом календаре Римско-Католической Церкви эти две даты (Крещение и Богоявление) значатся в разные дни: 6 января каждого года католики празднуют Святое Богоявление. Крещение же Господне имеет подвижный характер, и отмечается в последующее воскресенье, после Богоявления.

Причём Богоявление является Торжеством,

а

Крещение - Праздником

Смысл Богоявления в Русской Православной Церкви по сравнению с Римско-Католической, совсем иной: на 13-й день после Рождества (25 Декабря), католики празднуют не Крещение, которое в принципе с рождественскими событиями не связано (Иоанн крестил Христа приблизительно в 30 лет), а Торжество Богоявления (греч. Эпифания, Теофания) - день, когда три короля-волхва пришли поклониться Младенцу Иисусу и принесли ему дары: золото, ладан и смирну.

В этот день в католических храмах освящают ладан и мел, которым по традиции благочестивые католики на дверях своих домов пишут три латинские буквы через крестики и номер текущего года: С+М+В+2011.

Буквы означают

"Christus Mansionem Benedicat!"

"Христос благословляет этот дом!",

хотя часто в народе их трактуют, как имена трёх королей - Каспар, Мельхиор и Балтасар…

Но, вернёмся всё-таки, к рассмотрению российского празднования "православного" Крещения.

"А какое Крещение мы отмечаем:

Руси или Иисуса Христа?"

Многие просто даже не разбираются, что пытаются отмечать, и с чем друг друга поздравляют.

В русском Православии, особое внимание уделяется именно Крещению Господа в реке Иордан.

Если спросить, как называется церковный праздник, отмечаемый 19 января - то многие ответят, что "Крещение", и лишь немногие скажут про "Богоявление".

А уж, сказать, что такое Богоявление смогут, наверное, вообще единицы.

Крещение и Богоявление для православных - это не "синонимы" и не одно и то же, а что именно Крещение Господне более важно, чем Богоявление.

Многие люди уверены в том, что слово "крещение" образовано от слова "крест": от того самого деревянного креста, на котором был распят Иисус.

Другие недоумевают: "Как мог Иоанн Предтеча крестить, если тогда ещё не было известно, что Иисус будет распят именно на кресте?".

Также, среди народа встречается мнение, что слова:

"Христос", "крещение" и "крест" - вообще однокоренные!

Вся эта путаница происходит оттого, что недостаточно дословно был сделан перевод Нового Завета на русский язык.

Иоанна Крестителя можно также ещё назвать "Иоанн Баптист" (в английском языке так и есть - "John the Baptist").

Читаем: "..Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Здесь, в греческом тексте Евангелия, слово крестить/креститься звучит, как "баптизо" и дословно означает "погружать" (в воду), "омывать".

Отсюда, кстати, и происходит название одной из протестантских христианских деноминаций - Баптисты, которые в свое время восстановили библейскую форму крещения взрослых людей через полное погружение в воду в противовес крещению младенцев через кропление или поливание водой.

«крещение», которое совершал Иоанн Креститель в водах реки Иордан, не имеет никакого отношения ни к слову «крест», на котором распяли Иисуса, ни к слову «Христос».

Деревянный крест Спасителя в греческом языке обозначается словом «ставрос»; а греческое слово «Христос» («Χριστός») есть перевод ивритского «משׁיח» («Маши́ах») и арамейского «משיחא» («Меши́ха») и означает «помазанник» (мессия).

Крещение (то есть – погружение в воду, омовение) в иудейской древней традиции очищало телесные нечистоты, но не грехи.

Крещение же от Иоанна значило несколько больше: это было духовное покаяние человека и признание своих грехов.

Вода, и вообще большие водоёмы, в те дни символизировали смерть.

Погружение в воду («водное крещение») означало, что человек умирает для греха (погружаясь в воду) и вновь рождается чистым (выныривая из воды), раскаявшимся и свободным, с намерением жить уже новой жизнью.

Фонетическое созвучие, на первый взгляд «однокоренных» слов, проявляется в основном только в славянских языках.

Дело в том, что, принимая таинство Крещения, человек становится христианином: то есть, как бы, возлагает на себя крест духовного обновления и готовится понести его через всю свою жизнь.

Не удивительно также, что в русском языке созвучны слова «крест» и «Христос».

Недаром основное население Руси – землепашцы, издавна называются «крестьянами», т.е. несущими свой тяжкий крест.

Не совсем дословный перевод: и люди в наши дни начинают путаться в понятиях

Основные народные заблуждения относительно свойств святой воды:

● в Крещение в любом водопроводе течёт святая вода;

● любая освящённая вода приобретает: целебные благодатные свойства и «правильную» структуру, вследствие чего от неё нельзя заболеть или отравиться;

● в водоёмах и «в кране» вода начинает быть святой 18 января в 23:59:59, и перестаёт быть святой 19 января ровно в 23:59:59;

● святая вода, набранная на Крещение, всегда хранится годами и не портится;

● если в ёмкость с обычной водой добавить воду святую, то в ёмкости получится тоже святая вода, таким образом, святую воду можно разбавлять;

● при освящении воды необходимо, чтобы хотя бы капелька воды с кропила священника, попала в новый сосуд с водой;

● чтобы набрать святой воды не надо идти в церковь – можно набрать её в Крещение дома «из крана»;

● набранную святую воду можно пить только по утрам натощак по две-три столовых ложки.

Для того ли был установлен Спасителем и святыми апостолами праздник Крещения и Богоявления? Он установлен, прежде всего, для того, чтобы мы могли действительно приобщиться к благодати, открывшейся в этот день две тысячи лет назад на Иордане... Дар освящения, который подается нам и через святую воду нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором. Самый верный вариант – это покаяться, исповедаться и причаститься в канун Крещения.

Верующий?

Русский?!

Православный?!!

А ну, быстро в прорубь!

Православные каждый год в январе купаются в проруби на «католическое Крещение» вопрошая:

«Как же так?»

«Ты что – не Христианин?»

«Не верующий?»

«Не православный»?

и т.д.

В их сознании, как и почти всего российского народа, присутствует стереотип, что истинный русский православный верующий должен обязательно идти и купаться на Крещение в проруби, набираться здоровья и очищаться, таким образом, от грехов.

На самом деле, всё это – такие же поверья, не имеющие никакого отношения к истинному вероучению Церкви, и являющиеся некими народными традициями, пришедшими в Россию относительно недавно, и относящиеся, скорее всего, к русскому народному православному экстриму.

В заблуждения об обязательной необходимости купаться на Крещение в проруби также входят следующие мнения, что:

● без народного купания в проруби праздник Крещения не состоится;

● при купании в проруби на Крещение смываются все грехи ныряющего;

● при купании на Крещение дома в ванной (под душем), смываются грехи купающегося, так как вода в водопроводе тоже святая;

● в Крещение нельзя простудиться и заболеть даже при большом морозе, так как вода в водоёме освящённая, а Бог в этот день особенно сильно хранит ныряющих в прорубь;

● купаясь в проруби в России в мороз можно заболеть, а вот другое дело – если искупаться в реке Иордан, где крестился Сам Иисус.

Массовое купание в проруби на Крещение, как и массовая покраска яиц на Пасху – основная «фишка» празднования россиянами праздника 19 января.

Бытует мнение, что купание в проруби в виде креста, называемой «иорданью», на Крещение – обязательное действие любого православного христианина, особенно глубоко верующего.

На самом же деле всё очень далеко от истины.

Купание в проруби в праздник Крещения пошло от обычая Иерусалимской Церкви, где до сих пор иерусалимский Патриарх и верующие выезжают из Иерусалима в верховье реки Иордан, и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются.

Оттуда, из Палестины, относительно недавно обычай перешел во все Православные Церкви.

На Востоке купание безопасно для верующих, поскольку там не бывает таких морозов, как у нас. У нас же купаться в проруби на Крещение – значит требовать от Бога чуда и пренебрегать своей жизнью и здоровьем, что граничит с грехом, и Святая Церковь никогда не поощряла этого обычая. Во всяком случае, он не является обязательным и желательным с церковной точки зрения.

«В Древней Руси на Крещение купались те, кто занимался на святках гаданием, ряжением, суеверно приписывая такому купанию, способность очищения от этих грехов... Верующему человеку там делать нечего» – отвечает в интервью газете "Православная вера" клирик Духосошественского собора города Саратова, преподаватель литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакон Михаил Беликов.

И в этом он абсолютно прав.

Не считая моржей, весь год подготавливающихся к зимним купаниям в проруби, на праздник Крещения в иорданью погружаются в основном люди мало имеющие отношение к истинному Православию, да и вообще христианской вере.

Многие наши соотечественники разделяют это мнение и говорят, что ни за что не погрузились бы в холодную воду вырубленной во льду иорданьи в России, а вот в настоящей реке Иордан, на том самом месте, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа, с удовольствием бы искупались… Видимо, они до сих пор представляют себе то место неким райским уголком с широкою рекою с прозрачною водою, где можно безмятежно плескаться и пить святую воду прямо из реки. На самом деле, с каждым годом, на том самом месте дела обстоят совсем не так.

Узкая и мелкая протока с заросшими камышом берегами и мутной и грязной водой – это и есть то самое место на священной реке Иордан, где около двух тысячелетий назад крещение приняли первые христиане.

Опасность для здоровья представляет не только глоток воды из Иордана, но даже и простое погружение в реку.

На израильской стороне Иордана, каждый год при строительстве подходов к воде для туристов-паломников, строители сбрасывают весь строительный мусор прямо в реку. Еще полвека назад священная река была точно такой же, как и во времена Иисуса, — полноводная, широкая, с чистейшей питьевой водой. Но всего за несколько лет Иордан стремительно изменился.

«Два притока реки были полностью осушены, всю воду забирали евреи, палестинцы и иорданцы, занимающиеся крестьянскими работами, чтобы поливать урожай на полях. А потом вода с пестицидами и удобрениями стекала обратно в Иордан. Верующие люди полагают, что омовение в священной реке очистит их. И для верующих окунуться с головой в воды Иордана, перекрестившись троекратно – мечта и благодать.

Их не остановить и не напугать ничем. Прибыль, которую приносят паломники, составляет значительную часть государственных доходов.

Иордан нужно спасать

Да, от полноводного, стремительного Иордана, описанного в Священном Писании, сегодня мало что осталось. Русло Иордана составляет лишь 2% от его первоначального объема. Причину специалисты видят не только в «водозатратном» сельском хозяйстве Израиля, но и в обеспечении нужд 250 тыс. иорданцев, 60 тыс. палестинцев, а также 30 тыс. израильтян, использующих воды библейской реки в качестве канализации.

В результате проблем Иордана падает уровень Мертвого моря.

Но, паломники же привозят замечательные фото с места крещения Христа!!?

Место, хорошо известное паломникам, называется Ярденит. Расположено оно рядом с озером Кинерет, что в верховьях Иордана. Как правило, не моргнув и глазом, гиды рассказывают паломникам, что крещение Иисуса проходило именно тут. Возможно, этот обман продиктован заботой о здоровье, ведь куда безопаснее плавать в чистейшей воде среди толстых, лениво переваливающихся через ограждение сомов.

Ярденит – не является географически тем самым местом, где крестил Иоанн Предтеча.

Ярденит отличается относительно чистой водой благодаря дамбе Алумот.

Несколько лет назад власти Израиля, Палестины и Иордании попытались договориться о совместном проекте спасения реки. Но очередное обострение палестино-израильского конфликта свело на нет все усилия.

Проанализировав ситуацию, складывающуюся вокруг празднования Крещения и Святого Богоявления, можно сказать следующее.

Самое главное в день праздника Крещения Господня – это быть на Литургии в храме. Что же касается традиции народных купаний, то нужно помнить, что эта традиция не имеет общеобязательного значения, ей не обязан следовать каждый и, конечно, ошибочно думать, что праздник не состоится без такого купания.

В любом церковном празднике необходимо различать его христианский смысл и сложившиеся вокруг него народные традиции и поверья. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, появление гласа Бога-Отца с небес

«Сей есть Сын мой возлюбленный»

и Духа Святого, сходящего на Христа в виде голубя.

Главное для настоящего христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, покаяние в своих грехах, исповедь и Причащение Святых Христовых Тайн.

А сложившиеся традиции купания в холодных прорубях и набирания воды на весь год из водопровода – не имеют отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов. К подобным традициям не нужно относиться как к неким магическим обрядам.

* * *

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author