Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Школьные миграции и метаморфозы

Система научных и образовательных учреждений в России пребывает в состоянии перманентной трансформации, которую оптимистично было бы считать эволюцией

Подобная оптимизационная волна не могла не докатиться до школьного уровня - Укрупнение школ давно стало привычной практикой в Москве, а сокращение их количества (с закрытием малокомплектных) – во многих регионах

В работе школ много проблем, но одна из них – подчиненность муниципалитетам
Здесь две проблемы
Первая – финансовая и бытовая
У многих банально не хватает ресурсов на обслуживание школ
Вторая – «кадровая»
Действительно, районная школа обязана брать всех местных детей, независимо от их уровня и ориентироваться на середняков
Создавать заповедники с повышенными требованиями и более высоким уровнем – нетривиальная задача в нынешних административных условиях

Выстраивание «школьной вертикали», то есть передачи школ в ведение регионам является одной из основных идей министра просвещения Васильевой
В данный момент идет эксперимент по отработке трех моделей подобной передачи
Работа ведется вдумчиво и аккуратно

Однако, параллельно с этим, родился еще один проект, который недавно хотя и несколько невнятно озвучил президент РАН Сергеев и который получил освещение в субботних «Вестях недели» - передать на региональный уровень условно «ведущие» школы, чтобы они могли аккумулировать таланты со всего региона
Эта мысль прозвучала не столь артикулировано, но идея ясна – создать систему «социально-обучающих» лифтов со школьной скамьи и далее – в науку
Подчиняться эти школы-гимназии-лицее должны регионам
А далее – если продолжить мысль главы РАН – самые выдающиеся, конечно, должны обрести кураторов на федеральном уровне. Неудивительно, что на эту роль лучше всего подошли бы ведущие вузы и в ряде случаев – научные институты

В этих всех инициативах есть множество подтекстов:
1. Выстраивание «школьной вертикали» с передачей школ в ведение регионов резко усилит Минпросвещения и до окончания реформы, скорее всего, закрепит за г-жой Васильевой ее пост

2. «Школьные» инициативы Сергеева – это часть кампании оси МГУ-РАН-РАО по максимальному проникновению во все уровни образования
Зеркальными мерами являются дебаты о научной аспирантуре

3. Интересной будет модель взаимодействия ведущих школ с региональными Сириусами
Самой интересной для детей, но сложной для управленцев – интеграционная
В духе - давайте совместим бренды
И Кванториумы добавим
Но такого не будет
Появлятся параллельные структуры ведущих школ и центров работы с одаренными детьми, которые выступят в качестве интеграторов и акселераторов
А отдельно останутся обычные школы

На самом деле, за всеми этими рассуждениями кроются несколько мотиваций управленцев – набирать, кого хотим; учить, как хотим – по максимуму; и присваивать себе все заслуги выпускников – получая за это бонусы

Сириусы, Кванториумы, ПроеКТОриЯ, Билеты в будущее – все эти прекрасные начинания хороши тем, что они находятся вне формальной школьной системы
Это дополнительная активность
Как музыкальная школа

Но реальное массовое введение отличных образовательных систем – и по составу, и по качеству, и по администрированию – может привести к серьезным проблемам
Начнется быстрое и неостановимое расслоение школьного образования на качественное и массовое
Для качественного будут ведущие школы и прочие активности – социальные лифты будут работать для их воспитанников на всю катушку
А для массового останется только ползти по лестнице и пытаться пробить головой ЕГЭ, который, естественно, с каждым годом будет все больше подстраиваться под выпускников ведущих школ
И настолько же сложнее будет обычным школьникам оттуда пробиться к лифтам и акселераторам – Сириусам, ПроеКТОриЯм и подобным мероприятиям

Именно задача соблюдения баланса «массового» и «ведущего» является основной в работе Минпросвещения
И здесь как раз жесткий контроль на региональном уровне не повредит
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author