Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Хирам Абиф

Собрание многих масонских легенд – включая строительство Храма Соломона – основывается на иудаистских и исламских комментариях к Ветхому завету
Стоит подробнее остановиться на самой важной из этих легенд, на убийстве Хирама Абифа


Рассказ о Хираме содержится в тексте Ветхого Завета
Хирам упоминается в двух книгах, в третьей книге Царств и второй книге Паралипоменона
В третьей книге Царств (глава 5,1-6) мы читаем:

«И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя наместо отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь. И послал также и Соломон к Хираму сказать.– «И вот я намерен построить дом имени Господа-. Итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана»

Затем следует подробное описание сооружения Храма строителями Соломона и Хирама
Обязанность набирать людей для производства работ лежала на Адонираме – представляется, что это один из вариантов произношения имени Хирам
После завершения строительства Храма царь Израильский решил увенчать его двумя бронзовыми колоннами и другими украшениями
В третьей книге Царств (глава 7,13– 15) говорится:
«И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы из колена Неффаилова. Отец его, Тирянин, был медник… И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы. И сделал он два медных столба…»

Во второй книге Паралипоменона (глава 2, 3 – 14):
«И послал Соломон к Тираму, царю Тирскому, сказать..: «Вот строю я дом имени Господа… Итак пришли мне человека, умеющего делать изделия из золота, и из серебра, и из меди, и из железа, и из пряжи пурпурового, багряного и яхонтового цвета, и знающего вырезывать резную работу, в месте с художниками, какие есть у меня…» И отвечал Хирам, царь Тирский..: «Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия, сына одной женщины из дочерей Дановых – а отец его Тирянин – умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев… и вырезывать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено…»

В своем описании главного строителя Храма Соломона Ветхий Завет довольно схематичен
Однако масоны, основываясь на других свидетельствах и придумывая собственные, дополняют отсутствующие детали и развивают их в иную и замкнутую теологическую систему
Этот рассказ, окончательно оформившись, содержит некоторые вариации, касающиеся мелких деталей, но общее направление сохраняется неизменным, от ложи к ложе, от ритуала к ритуалу, от века к веку

Главное действующее лицо предания – это Хирам Абиф, а если быть более точным, то Адонирам
Имя «Адонирам» явно происходит от еврейского слова «Адонай», то есть Владыка
Таким образом, главный строитель Храма был «Владыкой Хирамом», хотя существует мнение, что «Хирам» это вовсе не имя, а титул, по-видимому, обозначавший того, кто был связан с царской семьей

«Абиф» – это производное от слова «отец»
Поэтому «Хирам Абиф» мог быть самим царем, то есть отцом своего народа, или отцом царя – бывшим царем, который отрекся от престола после обусловленного количества лет царствования
В любом случае он был связан кровным родством с царским домом финикийского Тира и «мастером», владевшим секретами архитектуры – секретами чисел, форм и пропорций и их практическим применением при помощи геометрии
Иными словами он был жрецом типа Имхотепа.
Современные археологические исследования подтверждают, что описанный в Ветхом Завете Храм Соломона напоминает реально существовавшие храмы, построенные финикийцами
Храмы Тира были возведены в честь богини-матери Астарты
В древнем Тире Астарту называли «Царицей Небес» и «Звездой Морей»
Астарте обычно поклонялись на «возвышенных местах», то есть на вершинах холмов и гор
Так, например, на горе Хермон находят множество алтарей Астарты
Более того, несмотря на номинальную верность богу Израиля, Соломон сам был почитателем богини
В третьей книге Царств (глава 3, 3) мы читаем:
«И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах»

В одиннадцатой главе третьей книги Царств об этом рассказывается еще более откровенно:
«Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам; и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому…»

В «Песне Песней» царя Соломона содержится гимн самой Астарте и обращение к ней:
«Со мною с Ливана невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона…»

Все это вызывает вопросы относительно Храма Соломона, построенного финикийским архитектором
Кому был в действительности посвящен этот Храм: Богу или богине Астарте?
В любом случае для постройки Храма Соломон выписал Хирама, знатока архитектуры из Тира, – поэтому «Храм Соломона» точнее было бы назвать «Храмом Хирама»
В действительности огромная масса рабочих, задействованных в таком грандиозном строительстве, состояла в основном из рабов
Однако в масонских ритуалах, по крайней мере, некоторые из строителей описываются как свободные люди, или свободные каменщики
Предположительно это были профессионалы из Тира, которые получали оплату за свой труд
У них было три ступени мастерства – ученик, рабочий и мастер
Каменщиков было очень много, и поэтому Хирам не имел возможности знать каждого в лицо
Следовательно, каждой ступени давалось собственное имя
Ученики получили имя «Боаз» – в честь одной из двух громадных медных колонн, поддерживающих портик Храма
Рабочим было дано имя «Йахин» – в честь другой колонны
Каждое из этих имен было связано с определенным «знаком», или расположением рук, а также с особым «рукопожатием»
При выдаче жалованья каждый работник представал перед Хирамом, произносил имя своей ступени, демонстрировал соответствующий знак и рукопожатие, а затем получал причитающуюся ему сумму

Однажды Хирам, молившийся в своем почти законченном Храме, подвергся нападению – по одним свидетельствам учеников, по другим рабочих, – рассчитывавших завладеть секретами высшей ступени, знать которые им было не положено
Хирам вошел в Храм через восточные ворота, а трое преступников загородили выходы и потребовали, чтобы он выдал им пароль, знак и рукопожатие мастера
Хирам отказался разгласить тайну, и они набросились на него
Различные источники по-разному указывают, у каких ворот какой именно удар он получил
Для нас важно то, что ему нанесли три удара: молотком по темени, уровнем по одному виску и отвесом по другому
Последовательность этих ударов тоже точно неизвестна – какой из них был первым, а какой завершающим
Первая рана была получена у северных или южных ворот
Оставляя за собой кровавый след, Хирам переходил от одних ворот к другим, получая очередной удар
Все источники сходятся на том, что умер он у восточных ворот
Именно там в современной ложе стоит мастер, исполняя свои обязанности
Кроме того, в восточной части всегда располагается алтарь.
Ужаснувшись содеянному, три преступника решили спрятать тело своего господина
Большинство комментаторов согласны с тем, что они похоронили убитого на склоне ближайшей горы, слегка присыпав его землей
Убийцы взяли росший неподалеку побег акации – священного дерева для масонов – вместе с комом земли и воткнули в могилу, чтобы почва на ней выглядела нетронутой
Однако через семь дней один из девяти подчиненных Хираму мастеров, занимавшихся его поисками, карабкался по склону горы и ухватился за росток акации, чтобы подтянуться вверх
Дерево вырвалось из земли, открыв тело убитого
Впоследствии три злодея были найдены и подверглись наказанию
Тело Хирама извлекли из могилы на склоне горы и с большими почестями похоронили в пределах Храма
На церемонии все мастера облачились в фартуки и перчатки из белой кожи, чтобы показать, что ни один из них не запачкал рук человеческой кровью

Ряд ученых склонны считать что вся история о Хираме – подобно многим другим рассказам в древних мифах – является сознательным искажением, призванным замаскировать один из самых древних и самых распространенных обрядов, обряд человеческого жертвоприношения

На Ближнем Востоке он встречался довольно часто
Священный труп – ребенка, девственницы, царя или другого носителя царской крови, жреца или жрицы, строителя – должен был освящать возведенное здание
Алтарь и гробница во многих случаях означали одно и то же
В более поздние времена жертва должна была быть уже мертва или заменялась животным, однако изначально человека действительно убивали, принося ритуальную жертву, чтобы освятить данное место ее кровью

История Авраама и Исаака – это одно из свидетельств, что в древности израильтяне не были чужды такой практики

В любом случае – независимо от содержащихся в нем остатков древних традиций – рассказ о Хираме не является современной выдумкой, а уходит корнями в глубокую древность
Недостающие детали и другие варианты можно найти среди самых древних легенд талмуда и в иудаистских апокрифах
(Тут мы видим параллели с компиляцией мистерий языческих жрецов и иудеев)

В средние века архитектор и строитель Храма Соломона уже был важной фигурой для «практикующих» каменщиков
В 1410 году один из документов гильдии каменщиков упоминает о «сыне царя Тира» и связывает его с древней наукой, которая якобы пережила Потоп и нашла свое отражение в трудах Пифагора и Гермеса
Второй, и явно менее древний манускрипт, датируемый 1583 годом, цитирует слова Хирама и описывает его как сына царя Тира и одновременно мастера
Эти документы представляют собой свидетельства существования широко распространенной и гораздо более древней традиции

Обращаясь к часовне Росслин сэра Уильяма Синклера и голове «убитого подмастерья», можно заметить, что рана на его виске в точности совпадает с одной из ран Хирама, а женская голова в той же часовне известна под именем «матери-вдовы»

Таким образом, мотивы из истории о Хираме появились задолго до современного масонства

Череп и скрещенные кости связаны как с тамплиерами, так и с убитым мастером
На протяжении семнадцатого и восемнадцатого веков череп и скрещенные под ним кости служили обозначением могилы Хирама – а следовательно, и любого мастера масонов
Череп с костями также был важной частью регалий масонского звания, известного как «Рыцарь Храма»; этот же знак вместе с другими масонскими символами часто встречается на могильных плитах в Килмартине и в других районах Шотландии
В современном масонстве смерть Хирама ритуально изображается каждым претендентом на так называемую третью степень, или на звание мастера масонов
До девятнадцатого века эти сведения держались в строгом секрете и являлась частью того тайного знания, которое доверялось только вновь посвященным
Однако примерно в 1837 году во Франции начались полицейские облавы
В масонские ложи были внедрены агенты и произошла утечка информации
В результате история Хирама стала достоянием публики
С ней познакомились не имеющие отношения к масонам люди, и она утратила большую часть своей таинственности

Мы уже упоминали о документе, датируемом 1410 годом, в котором говорится о «науке» Пифагора и Гермеса
Из такого рода свидетельств становится ясно, что некоторые – по крайней мере – мастера имели доступ к идеям герметиков и неоплатоников задолго до того, как в эпоху Ренессанса они вошли в моду в Западной Европе

Однако до этого подобные воззрения – еретические и опирающиеся на нехристианские источники – были необычайно опасны для своих последователей, которые поэтому вынуждены были исповедовать их тайно

Следовательно, «эзотерические» традиции «посвященных» мастеров возродились внутри гильдий «практикующих» каменщиков
Здесь были посеяны семена, из которых впоследствии вырастет так называемое «спекулятивное» масонство
Стоит отметить что две могилы тамплиеров, найденные в Атлите на территории Израиля, вероятно, можно считать самыми старыми в мире «масонскими» захоронениями

Тамплиеры поддерживали собственные гильдии
Они также выступали в роли покровителей и защитников других гильдий ремесленников и каменщиков, причем время от времени сами, похоже, становились членами этих профессиональных объединений
Бывали случаи, что искусные ремесленники принимались в качестве ассоциированных членов в орден Храма
Они жили в закрытых деревнях рядом с прецепториями и пользовались многими привилегиями ордена, включая освобождение от пошлин и налогов
Более того, в Европе тамплиеры стали самозваными стражами дорог, обеспечивая безопасность пилигримов, путешественников, торговцев – и строителей

В 1453 году под ударами Османской империи пал Константинополь, а вместе с ним прекратили существование и остатки Византийской империи
Результатом стал массовый наплыв беженцев в Западную Европу
Они пришли сюда вместе с накопленными за предыдущее тысячелетие богатствами: византийскими библиотеками с текстами герметиков, неоплатоников, гностиков, книгами по каббале, астрологии, алхимии, божественной геометрии, со всеми знаниями и традициями, которые зародились еще в Александрии в первом, втором и третьем веках нашей эры и с тех пор постоянно дополнялись и развивались

Искусствоведы и историки единодушны во мнении, что прилив идей из Византии и Испании явился чуть ли не решающим фактором в возникновении культурного феномена, который известен нам как Ренессанс
Знания и идеи из Византии сначала проложили себе дорогу в Италию, где такие люди, как Козимо де Медичи, тут же ухватились за них
Для их изучения и распространения были основаны академии

На протяжении следующего столетия волна «эзотерики» распространилась из Италии по всей остальной Европе
Она проявилась в работах Леонардо и Боттичелли
Вскоре она проникла и в другие области искусства, в том числе в поэзию, скульптуру, музыку и особенно в театр
Распространялся неоплатонизм – синкретическое мистическое учение, которое возникло в ранней Александрии
Именно у Платона ученые эпохи Ренессанса обнаружили принцип, который стал основой для последующего формирования масонства
В «Тимее» Платона появляется самое первое представление создателя как «архитектора Вселенной»
В этом труде Платон называет Создателя «tecton», то есть «мастер» или «строитель»
Таким образом «arche-tecton» – это «главный мастер», или «главный строитель»
По мнению Платона, «arche-tectom создал космос посредством геометрии

Как уже отмечалось, «эзотерические» идеи и знания из Византии проникли сначала в Италию
Сорок лет спустя подобный поток из Испании также достиг Италии, однако большая его часть направилась в такие испанские владения, как Фландрия и Нидерланды
Здесь возник фламандский Ренессанс, который совпал по времени с итальянским
К началу шестнадцатого столетия течения из Италии и Нидерландов слились вместе под покровительством Лотарингского дома и де Гизов
Так, например, первое французское издание основополагающего труда «Corpus hermeticum» было посвящено кардиналу Лотарингскому Карлу де Гизу – брату Марии де Гиз, которая вышла замуж за короля Шотландии Якова V и была матерью Марии Шотландской
Лотарингский дом и де Гизы уже увлекались мистическими теориями
И действительно, своим интересом к «эзотерике» Козимо де Медичи обязан влиянию своего школьного товарища Рене д'Анжу, который в середине пятнадцатого века был кардиналом Лотарингским, некоторое время провел в Италии и способствовал переносу итальянского Возрождения в свои собственные владения
Географическое соседство было благоприятно для проникновения на эту территорию идей из Фландрии
К середине шестнадцатого века Лотарингский дом и де Гизы, несмотря на свой показной католицизм, стали ревностными покровителями европейской «эзотерики»
От них – через брак Марии де Гиз с Яковом V, через шотландскую гвардию, через семьи Стюартов, Сетонов, Гамильтонов, Монтгомери и Синклеров – эти ереси объединились с учениями тамплиеров Шотландии...
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author