Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Эксклюзивное интервью Ирины Потехиной (Заместителя Министра просвещения) каналу "НОП"

НОП:  Новое министерство носит имя "просвещения". По опыту Вы, тем не менее, также специалист по общественным проектам. Какое место занимают сегодня в Вашей работе общественные проекты и зачем они просвещению?
ИП:  Проектная деятельность - очень нужный навык, один из самых востребованных сегодня. Потому что выполнение любого проекта требует от человека умения поставить цель, найти ресурсы, подобрать команду, уложиться в сроки. Без этих навыков завтра на рынке труда будет сложно.
Уже появилось такое вполне устойчивое словосочетание "рынок труда в условиях неопределённости", когда на глазах исчезают не только привычные профессии, но и целые индустрии. А им на смену приходят новые, которые спрогнозировать заранее почти невозможно. Вот к этому рынку и нужно готовить детей, которые сегодня ходят в школу или в колледж. Что они должны уметь и знать? Какие навыки и компетенции помогут им стать успешными?
Это новый и очень многофакторный вызов для всей системы образования. Сегодня, наверное, уже невозможно выбрать себе одну профессию на всю жизнь. Невозможно научиться один раз - а потом только снимать с этого знания "дивиденды". Зайдите на форумы, где общаются ребята, которые решили делать карьеру в информационных технологиях. Знаете, что они там обсуждают? Как можно быстро подтянуть математику! Взрослые парни садятся за школьные учебники и ночами решают задачки за 8-11 класс.
И не потому что математику в школе давали плохо - а потому что мотивации решать задачки не было. И это - второй большой вызов: сформировать мотивацию к учебе. Далекими и туманными карьерными перспективами заинтересовать ребёнка сложно - нужно что-то более близкое и понятное. И увлекательное! Например, проект - особенно, если он "из жизни".
Поэтому проектная деятельность сегодня - это и часть учебного процесса, и инструмент изменений самого учебного процесса. Если мы научим детей самостоятельно выполнять проекты разной сложности - им потом гораздо проще будет проектировать собственную жизнь.
НОП:  Недавно с большим успехом прошел форум "ПроеКТОриЯ" и это, безусловно, показатель отличной работы Вашей команды. Форум глубоко интегрирован с президентским проектом "Билет в будущее". Как вы считаете, нужны ли социальные лифты на уровне школ и среднего профессионального образования или основной задачей должно быть повышение общего среднего уровня?
ИП: "ПроеКТОриЯ" - это не только форум, это целая система, если так можно выразиться, "будущей успешности" ребёнка. Хотя началось все действительно с форума, который на протяжении шести лет аккумулирует самые интересные образовательные практики. Многие форматы, которые сегодня кажутся само собой разумеющимися, были в своё время "подняты на щит" и растиражированы именно с помощью Ярославского форума: проектные смены в лагерях, решение реальных задач от работодателей, создание детско-взрослых проектных команд.
А в прошлом году 1 сентября на форуме "ПроеКТОриЯ" стартовал самый масштабный школьный проект "Всероссийский открытый урок" по профориентации, к которому в онлайн-формате подключились почти 17 тысяч школ - больше миллиона старшеклассников. На урок приехал Президент страны - и обсудил с ребятами  самые амбициозные проекты, которые реализуются сегодня в России и где появляются новые интересные и перспективные рабочие места.
Трансляции этого первого открытого урока и других мероприятий форума набрали в социальных сетях почти 10 миллионов просмотров. Причём, что нас особенно впечатлило, во "взрослых" Одноклассниках просмотров было практически столько же, как и в "детской" сети ВКонтакте.
Сегодня такие уроки проводятся уже регулярно - на онлайн-трансляции к школьникам приходят руководители компаний, ректоры, ученые, бизнесмены. И набирают эти уроки по 4-5 миллионов просмотров каждый. Но и здесь мы видим ту же картину: смотрят не только школьники - смотрят родители, смотрят студенты.
Когда в ноябре мы проводили в 7 регионах страны Фестивали профессий "Билет в будущее", мы столкнулись с такой проблемой: родители возмущались, что доступ был открыт только для школьников. Работа Фестивалей действительно предполагала только детский формат: для ребят там были оборудованы "рабочие места", где можно было примерить на себя несколько разных профессий. Через такие профпробы на Фестивалях прошли больше 60 тысяч школьников. И ещё почти столько же побывали на площадках лучших колледжей, где можно было тоже потрогать профессию руками.
Но мы понимаем, что то самое "будущее в условиях неопределённости" одинаково волнует сегодня и взрослых, и детей. Знать о востребованных профессиях хотят все. И уж тем более, нет смысла делить социальные лифты по уровням образования. Как мы знаем, даже поступление в вуз зачастую становится только отсрочкой перед принятием решения о будущей профессии.
НОП: Минэнерго России развило идею "молодежного дня" форума "Российская энергетическая неделя" до уровня десятков разноплановых круглогодичных соревнований и чемпионатов с отбором лучших из лучших. Похожая система и у Роберта Уразова в World Skills Russia.
На наш взгляд, у  Форума "ПроеКТОриЯ" колоссальный потенциал, еще во многом не использованный. Потенциально эта идея -  настоящая "скрепа" для умной молодёжи по всей стране. Какое развитие ждёт Форум? Что нового ждёт нас всех на "ПроеКТОрии" в 2019 году?
ИП:  Мне не просто так хотелось сделать акцент на огромном количестве просмотров открытых уроков. Каждый год система среднего образования - школы и колледжи - выпускает на рынок примерно 1,3 миллиона ребят. Каждый из них - каждый! - должен найти на этом рынке своё место. Конечно, у всех людей разные представления об успешности: кто-то хочет открыть собственный бизнес, кто-то работать в большой корпорации, а кто-то просто иметь стабильный заработок. Но возможности должны быть у всех. Тем более, никто не знает: какой именно талант окажется больше всего востребован завтра. Ребята, раскручивающие успешные стартапы, во вчерашней системе координат были бы маргиналами. А сегодня - лидеры.
Когда мы готовились к Фестивалям профессий, было опасение, что не все ребята включатся в процесс. В отличие от больших форумов, куда приезжают хорошо подготовленные дети - победители олимпиад, участники всевозможных творческих кружков - на Фестивали школьники  приезжали классами из самых обычных, в том числе, отдаленных школ. А тут - задачи: про новые материалы, про космические аппараты, про строительство мостов. Так вот, проблема у нас с "неподготовленными" детьми была только одна: "я не успел пройти все станции, можно мне остаться?"
Будущая успешность и нынешняя мотивированность ребёнка во многом зависит от того, какой взрослый находится с ним рядом. И родитель, и учитель.
И если прорывом форума "ПроеКТОриЯ"-2017 стали всероссийские открытые уроки - как новый образовательный формат, то прорывом форума-2018 стали авторские уроки от лучших педагогов страны. Новые технологии позволяют сегодня самым ярким учителям работать не только со своим классом, но с абсолютно любой аудиторией.
Мы объявили летом конкурс для самых смелых - получили 2,5 тысячи заявок. 130 победителей приехали на форум. 12 из них провели открытые уроки с трансляцией на всю страну. Причем, уроки эти были парные: учитель географии и учитель физики рассказывали ребятам о современных космических технологиях, а учитель математики вместе с учителем английского языка обсуждали возможность роботов и людей работать в одной команде.
Жизнь этих учителей после такого опыта уже точно не будет прежней - также как и жизнь их учеников. Но в России очень много по-настоящему увлечённых педагогов - которые понимают, что нужно меняться, но не решаются.
Мы рассказываем детям на наших открытых уроках, как новые технологии трансформируют привычные индустрии: в медицине появляется дата-сантист, в сельском хозяйстве - архитектор живых систем, в строительство прораб-вотчер. Но и профессия учителя будет меняться. Поэтому 2019 год нацелен будет в первую очередь на педагога и на его возможности развиваться. Какие бы дистанционные образовательные шоу не появлялись - самое большое влияние на ребёнка всегда будет иметь профессиональный и мотивированный взрослый рядом.
НОП:  Среди наших читателей  очень много лидеров - руководителей системы образования самых разных уровней, включая систему начального образования и СПО, а также энтузиастов нашей сферы - активных учёных, преподавателей, учителей. Чего бы Вы пожелали коллегам в новом 2019 году?
ИП:  Не бояться перемен. И по возможности в них участвовать!


@scienpolicy
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author