Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Механика головного мозга (1926)

Венцом кинематографических успехов Воскресенского стала Механика головного мозга (1926) — самый известный советский научный фильм 1920-х гг.

Снятая для широкой публики, Механика популяризовала ключевые элементы павловской теории условных рефлексов как основы для понимания поведения людей и животных

Согласно рекламе, выпущенной Амкино (агентством, представлявшим советское кинопроизводство в Соединённых Штатах Америки), «в рамках шести-роликовой киноленты» фильм представляет «двадцать семь лет непрерывных размышлений о природе поведения людей и животных, и является ... кинематографической записью экспериментов и исследований одного человека, профессора Павлова»

Сам Павлов, однако, не принимал участия в производстве фильма, и, по словам его биографа Даниэла П. Тодеса, «не проводил – а в некоторых случаях прямо отказывался проводить» многие из экспериментов, продемонстрированных в фильме, к примеру, экспериментов с условными рефлексами у детей

Фильм был снят на советско-немецкой киностудии «Межрабпом-Русь», и, если верить титрам, и сценаристом, и режиссёром картины был Всеволод Пудовкин, восходящая звезда советского кинематографа

Это была первая полнометражная работа Пудовкина, и он, без сомнения, постарался сделать все, что мог, и в постановочной части, и в монтаже фильма для его успеха

Но для написания столь изощренного сценария, представлявшего результаты новейших исследований и дебатов советских учёных по вопросам «высшей нервной деятельности» (в павловской терминологии), у него попросту не было ни специальных знаний, ни соответствующего опыта

В титрах фильма, однако, присутствуют имена двух «научных консультантов», которые, без сомнения, обладали всеми необходимыми знаниями для выполнения этой задачи: Дмитрий Фурсиков и Леонид Воскресенский

Оба, как бывшие ученики и сотрудники Павлова, были глубоко вовлечены в работу по изучению условных рефлексов и высшей нервной деятельности

В то самое время, когда началась работа над фильмом, Фурсиков был директором (а Воскресенский его заместителем) Института высшей нервной деятельности Коммунистической академии, организованной несколькими годами ранее в качестве большевистского противовеса «буржуазной» Российской академии наук

И оба активно ставили такие эксперименты, которые сам Павлов не проводил, или отказывался проводить!

https://www.nlm.nih.gov/hmd/collections/films/medical…

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author