Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Владимир Легойда: "Какая же это автокефалия?"

После выборов @russiaelectionsJanuary 06, 2019

Православная церковь Украины (ПЦУ) получила томос от Константинопольского патриарха.

В России событие восприняли по-разному: от «поражения космического масштаба» до заявлений о нижизнеспособности новой структуры.

В канун Рождества мы обратились к vladimirlegoyda с просьбой прояснить позицию РПЦ по ситуации с получением независимости ПЦУ, а заодно поговорили о Telegram, медийных скандалах вокруг церкви и добрых делах.

Мы внимательно следим за вашим каналом. Для нас это пример открытости, которой РПЦ не хватает. А для чего вы завели Telegram? В какой-то момент вы его, помнится, забросили.

Для того же, для чего в свое время я завел ФБ и ВК – для открытости. Кроме того, очень много сегодня фейков и в чистом виде попыток манипуляции – в первую очередь, со стороны анонимных каналов (не обижайтесь). Хотя не только с их стороны. В силу того, что читатель «телеги» в массе своей настроен некритично, то он верит почти всему, что написано. Не все, конечно, и не всем, но все же… Иными словами, уровень критического настроя к телевидению завышен (по крайней мере, у читателей блогов), а к мессенджерам – занижен.

Забросил, честно говоря, потому что думал, что не будет работать. Но пока работает – надо присутствовать.

Политический Telegram нередко критикует патриарха и деятельность РПЦ. С вашей точки зрения, это что – заказ, альтернативный взгляд, попытка хайпа, независимое мнение?

На общие вопросы можно давать только общие ответы. А именно: это и заказ, и альтернативный взгляд, и попытка хайпа. Есть еще одна причина – деньги. Она, правда, смыкается с отработкой заказа иди хайпа. Иными словами, все сильно зависит от того, кто пишет, что пишет и как. Нередко справедливо критикуют то, то происходит в Церкви. И слава Богу, что критикуют. Это всем нам только помогает. Самое слабое в публикациях о Церкви – попытка анализа. Нет у нас качественных аналитиков по теме религиозной жизни. Есть классные ученые-религиоведы или историки религии, но они практически не представлены в тлг. Особенно смешно и грустно читать то, что выдается за инсайд. Обычно на 90% это – богатое воображение автора.

Какие каналы читаете по работе, а какие – для удовольствия?

По работе – Караульного (https://t.me/karaulny), официальный канал пресс-службы нашего Патриарха (https://t.me/patriarch_press) и Украинской Православной Церкви (https://t.me/upc_news), Пастырь&Паства (https://t.me/UOCpip), Журналистика (https://t.me/dddjournalism), Майор и Генерал (https://t.me/mig41), канал Александра Ходаковского (https://t.me/aleksandr_skif), Церковь сегодня (https://t.me/cerkovj), Дела Церкви (https://t.me/prichodru), канал архиепископа Амвросия (https://t.me/rectorMDA), Россия в глобальной политике (https://t.me/ru_global), канал Шаргунова (https://t.me/shargunov), канал Холмогорова (https://t.me/holmogortalks), Приходы (https://t.me/prichodru), Минздравный (https://t.me/minzdravny), Благословенный Кавказ (https://t.me/blagokavkaz), ваш канал. Иногда – Незыгаря. Немало получается.

Для удовольствия – Марину Ахмедову (https://t.me/Marinaslovo), Екатерину Винокурову (https://t.me/ekvinokurova), Марго Симоньян (https://t.me/margaritasimonyan) и Тину Канделаки (https://t.me/tikandelaki) (их же все читают), Английский язык (https://t.me/dailyeng), Игоря Валентиновича (https://t.me/whisky_at_the_jar), Лингвошутки (https://t.me/vimilovidova), Орфосвинство и идимомаркетинг (https://t.me/orfosvinstvo), февральский снег (https://t.me/babykonirazdolyevputi) - это один мой бывший студент ведет, талантливый… Есть еще какие-то – сходу не вспомню…

О ПЦУ

Вы написали, что полученная ПЦУ автокефалия – на самом деле «никакая не автокефалия». Почему?

По двум основным причинам. Первая, собственно каноническая. Позиция Русской Церкви (и не только Русской, но уже вполне определенно древней Антиохийской, Сербской, Польской) заключается в том, что действия церковного Стамбула находятся вне канонической логики. Поэтому их сложно признать легитимными. Вторая, по формальным признакам: автокефалия (с греческого: самоглавенство) предполагает вполне определенный признаки, отражающие независимость Церкви – как суверенитет у государства. Новоявленная «Церковь» Украины этих признаков лишена: она обязана брать святое миро в Стамбуле, она не может иметь приходов за границей, она не может канонизовать святых без разрешения Стамбула и т.д. (подробно – здесь: https://t.me/vladimirlegoyda/750) То есть, это очень сильная зависимость от Константинопольского Патриархата. Каноническая Украинская Православная Церковь с начала 90-х годов прошлого века не зависит от Русской Церкви по большинству таких вопросов. Получается, автокефальная Церковь зависима, а самостоятельная с правами широкой автономии в составе Русской Церкви - нет. Какая же это автокефалия?

Почему предстоятели других православных церквей заняли нейтральную позицию?

Многие не нейтральную, а, как я только что сказал, вполне определенную – позицию непризнания каноничности действий Константинопольского Патриарха. Открыто публично в его поддержку пока никто из Поместных православных Церквей (а их вместе с Русской - 14) не высказался. Почему? Да потому, что действия неканоничны. И как их поддерживать?

В СМИ говорят о переделе церковной собственности на Украине. И о передаче Киево-Печорской лавры ПЦУ. Насколько это вероятно и как РПЦ будет реагировать?

Во-первых, подчеркну, что то, что находятся в собственности Украинской Церкви – это именно ее собственность (там ведь далеко не всегда речь идет о собственности). Никакой финансовой или прочей зависимости у канонической Украинской Церкви «от Москвы» нет.

Во-вторых, мы сейчас наблюдаем постоянно растущее давление на духовенство Украинской Церкви со стороны власти и националистов. Конечно, верующие люди будут защищать свои храмы. Будем обращаться в международные организации, к правозащитникам, которые, правда, пока молчат, как в рот воды набрали. Может быть, совесть все-таки проснется…

Создание ПЦУ может лишить РПЦ до трети приходов. Есть теория, что это, прежде всего, экономическая проблема для РПЦ. Это так?

Мне кажется, я уже ответил на этот вопрос. Все, что находится на Украине, принадлежит Украинской Православной Церкви. И никаких других обязательств у нее по это части нет. Наше единство – духовное. Оно скреплено не рублем, гривной или долларом, но общей верой и Евангелием.

О РПЦ

Вы нередко выступаете арбитром в ситуации, когда священники высказывают какие-то радикальные мысли. К примеру, в конце декабря рязанский митрополит Марк раскритиковал фильм «Ирония судьбы», и это вызвало всплеск негативных обсуждений – церковь вмешивается в мирское. Вы фильм похвалили и заметили, что любой человек, в том числе митрополит, имеет право на мнение. Но мнение митрополита, высказанное в СМИ – это не мнение соседа по подъезду за праздничным столом. Вы считаете подобные ситуации неизбежностью или планируете что-то делать превентивно – например, выпустить рекомендацию по работе со СМИ?

Я считаю подобные ситуации неизбежностью. А наш отдел регулярно выпускает разного рода рекомендации по работе со СМИ. Я с большим уважением отношусь к митрополиту Марку, давно его знаю, это замечательный пастырь. В данном случае я лишь подчеркнул, что он высказал сугубо свое мнение, и оно не является догматически обязательным для всех православных. Скажу вам больше: христианская догматика вообще не касается отношения к искусству. Нет таких правил, которые понуждают всех христиан абсолютно одинаково любить или не любить какую-то книгу, фильм или картину. (Я сейчас не беру намеренно кощунственные произведения искусства). Догматы касаются самого главного, того, что непосредственно имеет отношение к спасению, веры во Христа и Его Церковь. Догматы не определяют политические взгляды (можно быть монархистом или демократом), художественные предпочтения и проч. Вера 0 про спасение души. Не про кино.

Распространённая претензия к РПЦ – «попы на мерседесах». Вы ведь не отрицаете, что такие есть? Что-то с этим делать Церковь планирует?

Сегодня в Русской Православной Церкви около 40 000 священнослужителей. У меня нет точных данных, но могу сказать, что вряд ли хотя бы половина из них имеет персональный транспорт. Есть ли у иерархов авто класса люкс? Есть. Много их. Нет. Хорошо это? Не думаю, что хорошо. По крайней мере, патриарх и другие представители священноначалия не раз обращали внимание братьев-священников на этот вопрос. При этом не могу не заметить, что больше всего транспорт священников беспокоит тех, кто в храм не ходит. Волнуются за наше духовенство. Приятно.

«Если собака укусила священника – это никому не интересно; если священник укусил собаку – об этом все напишут». А о чем бы Вам хотелось, чтобы СМИ больше писали, освещая деятельность РПЦ?

В идеале – о главном в Церкви: отношениях Бога и человека. Но это очень сложно делать посредством СМИ. Еще - о церковной благотворительности.

Что считаете главным успехом Церкви в 2018 году и главной неудачей?

То, что невидимо глазом и что сложно посчитать – состояние человеческого сердца. Здесь лежат все наши главные успехи и неудачи. Но статистика есть только у Бога. И в Его особом виде, нам все равно не понять. Даже если получим доступ к этим big data. С Рождеством!

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author