(конспект с комментариями)
Известно, что у умственно отсталого ребенка могут сохраниться все простейшие виды наглядного восприятия и действия, однако структура интеллектуальной деятельности у него не получает соответствующего развития.
Это выражается в том, что ребенок с глубокими формами умственной отсталости оказывается не в состоянии хорошо проанализировать ситуации, выделить в ней существенные связи и отношения и заменяет сложно простроенную интеллектуальную деятельность непосредственными импульсивными реакциями, которые целиком определяются поверхностными впечатлениями о ситуации.
При локальных поражениях мозга:
При поражении нижнетеменных или теменно-затылочных:
1. Он сохраняет данную ему задачу, но оказывается не в состоянии правильно организовать свою деятельность в пространстве;
2. он путает правую и левую стороны;
3. он не может построить внутренней системы пространственных координат, и его операции в пространстве приобретают беспомощный характер;
4. он не может успешно справиться с любой задачей, требующей учета пространственных соотношений, и у него нарушаются все конструктивные операции;
5. он не может составить фигуру из спичек, выложить рисунок из кубиков, и т.д. Все эти задачи становятся доступными, если ему даются вспомогательные пространственные схемы, ориентируясь на которые он может выполнить соответствующие операции.
У больных с поражением лобных отделов мозга:
1. Задача, которая дается таким больным, оказывается очень нестойкой; вызванное намерение быстро исчезает;
2. больные легко попадают под влияние непосредственных впечатлений;
3. они не могут выработать или удержать сложные программы деятельности и заменяют организованную деятельность импульсивными действиями или повторением раз возникших стереотипов.
olegchagin 12 декабря, 2014