Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

СЛОВО И ПОНЯТИЕ

(конспект с комментариями)

Описав выше тот факт, что за каждым словом развитого языка скрывается система связей и отношений, в которые включен обозначенный словом предмет, мы констатируем то, что каждое слово обобщает, и является средством формирования понятий.

Оно выводит этот предмет из сферы чувствительных образов и включает его в систему логических категорий, позволяющих отражать мир глубже, чем это делает наше восприятие. Говоря «нож», мы вводим этот предмет в категорию орудий, говоря «дерево», мы обозначаем систему связей, с которую этот предмет входит.

Вот почему слово не только обозначает образ, но и включает предмет в богатейшую систему связей и отношений, в которой оно находится.

Это положение, известное в материалистической философии как учение о «конкретном понятии», указывает, что переход от более наглядных обозначений (береза) к более общим понятиям (дерево, растение) не только не обедняет, но существенно обогащает наши представления, говоря «растение» мы включаем в это понятие более богатую сеть связей, чем Береза или осина. За этим общим термином стоит противопоставление растения и животного, в него входят подчиненные категории – деревья и травы, в скрытом виде за ними стоит все богатство индивидуальных разновидностей деревьев, трав, злаков и т.д. Поэтому общее понятие , обозначенное словом, которое по степени наглядности может показаться бедным, по системе скрывающихся за ним связей несравненно богаче, чем конкретное обозначение индивидуального предмета.

Таким образом, называя определенное слово, человек не только воспроизводит определенный наглядный образ, но практически вызывает к жизни целую систему связей, выходящих далеко за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации и носящих характер сложной матрицы уложенных в логическую систему значений.

Слово, формирующее понятие, с полным основанием может считаться наиболее существенным механизмом, лежащим в основе движения мысли.

Структура понятий на различных ступенях умственного развития глубоко различна, и на последовательных ступенях развития за понятием стоят неодинаковые психические процессы.

Во всяком слове легко можно выделить:

а) эмоционально-образные наглядные компоненты;

б) систему логических связей.

(Говоря об эмоционально-образных наглядных компонентах, мы должны помнить, что эмоциональный компонент – это лимбический компонент, а образный – правополушарный)

У различных людей, и особенно у тех, кто стоит на различных ступенях умственного развития, соотношение наглядно-образных и логических связей оказывается неодинаковым. На низших этапах развития у человека преобладают наглядно-образные связи, то на более высоких этапах развития ведущее место занимают сложные системы логических связей.

У дошкольника – эмоциональные переживания, у школьника – наглядно-практическая ситуация, у взрослого – логические связи.

Вначале – мыслит припоминая, затем - припоминает размышляя.

(Овладение припоминанием при размышлении есть зрелость мозга. Плодотворная беседа позволяет вспомнить о множестве вещей, которые к данному слову ранее не имели никакого отношения, то есть в плодотворной беседе раскрывается богатство уже известных слов.)

В житейских понятиях преобладают конкретные ситуационные элементы.

Они формируются с участием практической деятельности и наглядно-образного опыта.

В научных – отвлеченные логические связи. Они формируются с ведущим участием вербально-логических операций.

Эволюция языка представляет психологический процесс постепенной выработки сложных логико-грамматических средств языка, который все больше становится системой, заключающей в себе все средства выражения любых связей и отношений, и все меньше нуждается в дополнительных внеязыковых (синпрактических) средствах, участвующих в передаче информации. Этот процесс и отражает основную линию эволюции языка, имеющую решающее значение для психологического анализа сложных форм речевого мышления.

Лурия, А. Р.= Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. 289

olegchagin 12 декабря, 2014

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author