Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

"Исторические судьбы Казахской Диаспоры"

В связи с печально-известными событиями, которые сейчас происходят с мусульманами в Восточном Туркестане, начал читать книгу "Исторические судьбы Казахской Диаспоры" Г. М. Мендикуловой
Конечно, это очень далеко от Islamic West, но подумал, что возможно будет интересно
Часть книги рассказывает о событиях 19-20 вв. в Восточном Туркестане, которые стали причиной Исхода казахов из родных мест, путь которых, пролегал через Тибет, Гималаи, Индийский субконтинент, пока не прибыли в Турцию

"Видя бесперспективность жизни в Пакистане и Индии, вследствие отказа властей выдать разрешение на получения гражданства, бытовой необустроенности и т.д., казахские аксакалы стали обсуждать проблемы миграций в другие страны. Так, в Шринагаре состоялось совещание казахских аксакалов, на котором присутствовали: Хусаин Тайджи, Султаншарип Тайджи, Алибек Хаким, Хамза Учар, Омар Окурдай, Нургожай Батыр, Делилхан Жаналтай, Раки Молла, Кобдабай Софу, Шопен Аксакал, Омарбай Аксакал, Кайнаш Гаретулла, Токеш Донмез, Кабен Тайджи, Хасен Батыр, Касым Дамолла, Султан Турул и Убейдулла.

Существовало пять предложений миграций казахов, которые были тщательно рассмотрены и проанализированы. Первое — переехать в арабские страны, точнее в Саудовскую Аравию, так как там казахи могли найти единство с автохтонным народом в религиозной сфере, т.е. мусульманстве. Второе предложение было переехать на Тайвань, где в тот момент находился Чан Кайши, с которым непосредственно работали некоторые казахи, например, Делилхан Женалтай. Третье предложение о переезде в США возникло вследствие того, что, будучи еще в Синьцзяне, казахи помогли американским дипломатам бежать от преследований китайских коммунистов, а после прихода в Пакистан и встречи с американскими антропологами Милтоном Дж. Кларком и его женой получили от них предложение о содействии в переезде за Океан. Американские власти предложили казахам переехать в Калифорнию или Техас, где бы их хорошо разместили. Четвертое — остаться в Индии и Пакистане. И пятое — переехать в Турцию.

Аксакалы отказались ехать на Тайвань, аргументируя тем, что китайцы выгнали их с родной земли и вряд ли помогут на Тайване. США были отвергнуты по причине огромной дальности расстояния от привычных казахских степей, наличием другой религии, а аксакалы хотели сохранить в последующих поколениях казахов чувство этнического самосознания, что было бы очень трудно сделать в американских условиях. Остаться в Индии и Пакистане без документов и нормальных условий жизни означало выбрать путь наименьшего сопротивления тяготам судьбы, тем не менее казахский характер свободолюбия не позволил казахам остаться там и далее влачить тягостное для них существование. Арабские страны с их жарким и непривычным для казахских номадов климатом были также отвергнуты. Кроме того, аксакалы боялись ассимиляции казахов с этническим большинством населения во всех предложенных странах. И только Турция была идеальной страной для переезда казахский политических беженцев на постоянное местожительство благодаря единству исторических и культурных корней: тюркской основы языка и мусульманской религии. Кроме того, большую озабоченность у казахов вызвал факт установления хороших отношений между Пакистаном и Китаем, что могло сказаться и на их будущем."
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author