Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Юлианский календарь

Церковный календарь
В Русской Православной Церкви за основу взят юлианский календарь
Римская империя
Гай Юлий Цезарь, занимавший среди прочего должность великого понтифика, поручил разработку календарной реформы астрономам из Александрии во главе с Сосигеном
Новый календарь было решено сделать солнечным, очевидно под влиянием древнеегипетской традиции. Кроме того, у александрийских астрономов уже был опыт построения солнечных календарей (например, т. н. зодиакальный календарь Дионисия, III в. до Р. Х.)
Начало года было привязано ко дню вступления консулов в должность, которое с 153 г. до Р. Х. проходило 1 января, и в следующем за годом объявления реформы, 45 г. до Р. Х., было совмещено с новолунием
Сосиген исходил из продолжительности года в 365,25 дня, что требовало считать високосным каждый 4-й год
Однако после гибели Цезаря в течение некоторого времени коллегия понтификов назначала таковым каждый 3-й год, что могло вновь разбалансировать календарь
Ошибку исправил Август Октавиан, отменивший високосные годы с 9 г. до Р. Х. по 8 г. по Р. Х. и давший четкие распоряжения об их назначении в дальнейшем. Кроме того, несколько видоизменилась структура года: вместо строгого чередования месяцев в 30 и 31 день, с 29-дневным февралем, возникла современная система
Имена Юлия Цезаря и Августа Октавиана были увековечены путем переименования в их честь 7-го и 8-го месяцев года соответственно
В дальнейшем практику переименования месяцев в честь правителей попытались продолжить: в частности, сентябрь получал имена в честь Тиберия, Антонина Пия и Коммода, а октябрь - в честь Домициана
Однако эти новшества уже не прижились
На подчиненных Риму территориях юлианский календарь вводился постепенно и с учетом местных традиций
Существовали компромиссные календари и практики двойного датирования - «по-новому» и «по-старому», «по-гречески» и т. п.
Далеко не во всех регионах был принят отсчет нового года с 1 января, имевший смысл только в контексте собственно римской политико-административной системы
Но юлианский календарь выгодно отличался от предшествовавших ему лунных и лунно-солнечных календарей за счет простоты и четкой схемы чередования простых годов с високосными
Местные системы времясчисления, более сложные, постепенно деградировали и забывались, а юлианский календарь стал своеобразным стандартом счисления времени в странах европейского культурного круга и уступил это место впоследствии только григорианскому календарю
Византия
Будучи наследницей Римской империи, Византия переняла и юлианский календарь, в который, однако, были внесены определенные коррективы
Древнеримская система счета дней внутри месяца была заменена привычными нам порядковыми обозначениями
Первые образцы такого времясчисления встречаются уже в патристической литературе (например, у свт. Василия Великого), а в дальнейшем оно становится единственно возможным
Получил широкое распространение принципиально важный для христианского богослужения недельный счет дней
Наконец, изменилось начало года, в качестве которого была принята дата т. н. индикта - официального объявления о начале обязательных поставок продовольствия государству; в большинстве регионов империи индикт приходился на 1 сентября, которое и стало датой византийского новолетия, принятой как в церковном, так и в гражданском обиходе
В отдаленных областях, обладавших собственными культурными традициями (Сирия, Египет), продолжали использоваться местные календари, приспособленные к юлианскому году
Неточности юлианского календаря
Продолжительность года в юлианском календаре была больше, нежели продолжительность астрономического (тропического) года
В юлианском календаре год равняется в среднем 365 суткам и 6 часам, на самом деле длительность тропического года меньше и составляет 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд
Следовательно, разница между сменой лет в юлианском календаре и сменой тропических (астрономических) лет - 11 минут 14 секунд в каждом году
Конечно, за один год эта разница невелика, но с течением времени несовпадение юлианского календаря и реальной смены лет все более и более увеличивалось
За 128 лет она составила 1 сутки, за 384 года - трое суток, за 1280 лет - 10 суток, т. е. реальное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным
Постепенно весеннее равноденствие происходило все раньше и раньше 21 марта, даты, принятой в александрийской пасхалии, пока, наконец, к кон. XVI в. оно не пришлось на 11 марта
Но по календарю все равно продолжали считать, что равноденствие наступает 21 марта, а значит, Пасха (а вместе с ней и все другие, зависящие от нее праздники) постепенно смещалась все ближе и ближе к лету.
Календарный вопрос на Западе
Запаздывание юлианского календаря относительно реальной смены лет было замечено еще в XIII в.
Кастильский король Альфонсо X Мудрый, создавший обсерваторию в Толедо и руководивший составлением планетных «Альфонсовых (Альфонсинских) таблиц», остававшихся непревзойденными по точности в течение 3 столетий, предложил способ поправки календаря, который, однако, не был реализован
К идее о необходимости реформы юлианского календаря склонялся и Роджер Бэкон (1214 или ок. 1220 - после 1290), занимавшийся в числе прочих наук астрономией
О запаздывании юлианского календаря примерно на 1/100 часть суток в год (вследствии чего зимние месяцы сдвигаются на весну) знал Данте Алигьери (1265-1321), который в поэтической форме отметил это явление в «Божественной комедии» (Рай. Песнь 27. 139-148)
Календарный вопрос в Византии
Обсуждался календарный вопрос и византийскими учеными
В 1324 г. философ и историк Никифор Григора обратился к императору Андронику II Палеологу с предложением исправить календарь, а следовательно, и расчет пасхалии
Но император не поддержал эту идею, считая, что из-за невозможности достичь соглашения по этому вопросу между всеми Православными Церквами нереально провести реформу календаря
Матфей Властарь также обратил внимание на неточность юлианского календаря
Впрочем, он не считал нужным проводить какую-либо реформу, полагая, что в этом заключается особое преимущество Православной Церкви, т. к. запаздывание православной Пасхи не допустит ее совпадения с иудейской, что запрещалось церковными канонами
В 1373 г. Исаак Аргир вновь указал на календарную проблему, но также признал реформу ненужной, руководствуясь, правда, иными соображениями
В 7000 г. от сотворения мира по византийской эре (соответствует 1491/92 г. по Р. Х.) ожидался конец света, и, по мысли Аргира, в преддверии этого события не стоило заниматься календарными исправлениями
Литература
1.Grumel V. La chronologie. P., 1958;
2. Winniczuk L. Kalendarz starożytnych Greków i Rzymian. Warsz., 1960;
3. Бикерман Э. Хронология Древнего мира: Ближний Восток и Античность. М., 1975
4. Gregorian Reform of the Calendar: Proc. of the Vatican Сonf. to Сommemorate Its 400th Anniversary, 1582-1982 / Ed. G. V. Coyne, M. A. Hoskin, O. Pedersen. Vatican, 1983;
5. Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990;
6. Blackburn B., Holford-Strevens L. The Oxford Companion to the Year. Oxf., 1999; Каменцева Е. И. Хронология: Учеб. пособие. М., 2003
Источник
Д. А. Добровольский. Юлианский календарь
Е.В. Пчелов. Григорианский календарь ​
Календарь // Православная энциклопедия. Том 29
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author