Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

“Искупление дьявола”

“Искупление дьявола: новая история и интерпретация христианского универсализма”
Самая масштабная работа о доктрине всеобщего спасения в христианской традиции. 2 тома, 1376 страниц, 540 тысяч слов, 2500 источников на пяти языках, 4000 сносок и примечаний

“Искупление дьявола” только что была названа The Gospel Coalition лучшей книгой 2018 года в области академической теологии
Автор — Майкл Макклаймонд, профессор Сент-Луисского университета

Макклаймонд рассматривает идеи и аргументы полутора сотен мыслителей, учивших на протяжение двух тысяч лет, от предшественников Оригена до современных авторов. Приятно, что он посвящает целую главу русским философам и богословам, и даже утверждает, что какое-то время универсализм был преимущественно “русской вещью”. Сам Макклаймонд отвергает универсализм, считая его “опиумом для богословов”, притягательной идеей, на проверку оказывающейся ловушкой. Источники универсалистского мышления он находит в гностическом, каббалистическом, эзотерическом влиянии, которое которое вновь и вновь обнаруживается в истории христианства (примечательно, что Макклаймонд выражает благодарность О’Регану и Ханеграафу, чьи работы помогли ему увидеть это влияние).

Книга Макклаймонда — серьезный вызов христианским универсалистам, требующий не менее серьезного ответа. Для обзора доказательств тезиса, противоположного макклаймондскому — о распространенности и органичности веры во всеобщее спасение среди ранних христиан, стоит обратиться к девятисотстраничной монографии Иларии Рамелли “Христианская доктрина апокатастасиса” (Brill, 2013).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(всего книга включает более 140 параграфов)

0. Открытие гностико-каббалистическо-эзотерической традиции
1. Окончательное спасение: церковные учения и новые мнения
2. Посмертная участь в древности: гностические, каббалистические и эзотерические корни христианского универсализма
3. "Конец как начало": Ориген и оригенизм, 200-410
4. "Бог, который может быть всем во всем": Ориген и оригенизм, 410-1700
5. “Да и нет всех вещей”: теософский мир Якоба Бёме и бёмисты Германии, Англии, Америки, Франции и России
6. Разделенный дом: взлет и падение англо-американских универсалистов
7. Немецкие мыслители: Кант и Мюллер, Шлейермахер и Гегель, Шеллинг и Тиллих
8. Русские мыслители: Соловьев, Бердяев, Флоровский и Булгаков
9. Споры об универсальном избрании: Карл Барт, интерпретаторы Барта, Юрген Мольтман и кенотически-реляционное теология после 1970-х
10. Принимая универсальную надежду: Карл Ранер, Ганс Урс фон Бальтазар и инклюзивистский, плюроцентричный и универсалистский поворот в католичестве
11. Новые теологии в новом тысячелетии: многообразие современного универсализма
12. Затмение благодати: оценка христианского универсализма

* Michael J. McClymond. The Devil's Redemption: A New History and Interpretation of Christian Universalism. — Baker Academic, 2018. — 1376 p.


ОТЗЫВ АЛЕКСАНДРА МАЛАХОВА НА НОВУЮ НАУЧНУЮ РАБОТУ О ДОКТРИНЕ ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ (АПОКАТАСТАСИСЕ) В ХРИСТИАНСТВЕ
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author