Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Такой вот Вилаят аль-Факих из 11 века

Есть ли у суннитов, что-то вроде доктрины Вилаят аль-Факих?

Кто не в курсе это такой концепт у современных шиитов, суть которого в том, что до прихода имама Махди власть в обществе осуществляется исламскими учеными или факихами

Этот концепт в настоящее время действует в Иране

У шиитов власть не выбирается, по их мнению, существует 12 пречистых имамов, которые являются истинными правителями и наследниками Пророка

Имам Махди это 12 имам, который находится в сокрытии

Обычно когда говорят о суннитской политико-правовой теории, то особенно акцентируют ее амирскость или то, что в основе находится некий Субъект, который обладает достаточной властью, чтобы обеспечивать в обществе порядок и защищать религию

Например, во времена Праведных Халифов власть переходила двумя путями: либо через выборы, либо через назначение действующим халифом своего наследника

Затем в теории добавилось еще несколько способов, в том числе монархия и узурпация власти тем, кто способен быть Субъектом

Но что делать, если некому осуществлять власть и брать на себя ответственность? Если возникает ситуация, когда нет этого самого Субъекта?

Многие исламские ученые, например имам Маварди просто обходили этот вопрос стороной, фокусируясь только на конвенциальных способах передачи и осуществления власти

Однако, были и такие ученые, которые как раз описывали реальность, когда Субъект отсутствует

Имам Джувейни, более известен как имам аль-Харамейн - учитель имама Газали был среди тех, кто ответил на этот вопрос

По Джувейни, истинная легитимность всегда исходит только от Шариата, поэтому в основе именно факихи обладают истинной легитимностью

Те, кто принимают участие в выборах правителя, не делают его легитимным, а лишь приводят население к присяге

Выборщики это очень влиятельные люди, за которыми стоят другие люди, и, выбирая некого человека, они гарантируют, что их люди принимают выбранного правителя

То есть, по сути, выборы это не о легитимности, а о стабильности

Что же касается случая, когда такой власти нет, то по Джувейни, в этом случае все политическая жизнь концентрируется в комьюнити мусульман, а сами мусульмане концентрируются вокруг ученых, которые и помогают им правильно организовать их жизнь

Такой вот Вилаят аль-Факих из 11 века

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author