Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

которые надолго останутся для них тягостными веригами

Фёдор Иванович Буслаев (1818—1897) — российский лингвист, фольклорист, историк литературы и искусства. Через все его труды проходит мысль о связи языка с культурой, мировоззрением, духовной жизнью народа.

_________________________________

Неужели может похвалиться философом тот учитель, который вздумает преждевременно выжимать из детской головы понятия, определения и другие отвлечённости, забывая, что всё отвлечённое есть плод глубокого соображения и опытности? Садовники не вытягивают растений из земли, а только поливают их да выпрямляют тычинками.

Но возразят: опыт показывает, что десяти- и одиннадцатилетние дети очень легко могут вращаться в логических отвлечённостях. Действительно, силы юного возраста неистощимы, но сколько бывало примеров, что мальчики-виртуозы, вырастая, получали неодолимое отвращение к тому инструменту, за которым преждевременно погубили их музыкальный талант? В старину и женили десятилетних детей.

Философствующие учители отечественного языка, думая слыть философами, именно тем и предают себя, что философствуют там, где и не место и не время философствовать. Те же самые отвлечённости, над коими безвременно и без толку дитя ломает голову, в одно мгновение поймёт в своё время, как подрастёт; зачем же насиловать природу и не следовать её законам? И почему же развивать в детях только один ум, оставляя в стороне и чувство, и нравственность, и дар слова? А ведь умственными упражнениями, кроме рассудка, ничего не упражнишь. Не полнее ли удовлетворит всем способностям дитяти чтение автора, соразмерного его силам? Тогда учитель ограничит самостоятельно свою науку и не будет бросаться из неё во все стороны, выказывая тем её бессилие и несостоятельность.

Нечего бояться, что до десяти или двенадцати лет дети не сумеют определить, что есть понятие, признак, суждение, что есть причина, условие и так далее. Впереди остаётся ещё много времени для образования ума. Напротив того, надобно бояться, чтобы ранним философствованием не забить голову детей пошлыми общими местами, которые надолго останутся для них тягостными веригами.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author