Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Из Рима от папы

В Никоновской летописи находим под 979 г.

заметку: «того же лета придоша послы к Ярополку из Рима от папы». Это было до убийства Ярополка завоевателем Киева Владимиром в том же 979 г. Папой был Бенедикт VII. Очевидно слухи о христианских расположениях Ярополка были очень определенны. Владимир уничтожил Ярополка, но сам вступил на его стезю. И та же Никоновская летопись (а за ней и Степенная Книга), помещая на обычном месте, т. е. под 988 г., Корсунскую легенду, попутно сообщает, что ко князю Владимиру в Корсуни «придоша послы из Рима и мощи святых принесоша». Папой был Иоанн XV. Этим папа зазывал Владимира в свою дружбу и в церковную зависимость. Очевидно Риму был хорошо известен острый конфликт Владимира с греками. Момент мог казаться благоприятным для церковного завоевания Римом под свое влияние нового народа. Разделения Церквей еще не было. Для Владимира никакого вероучительного препятствия – ввести свой народ в зависимость от Римского Патриархата не было. Но Владимир этого не сделал. Очевидно, и не хотел делать. Несмотря на коварство и обманы греков, Владимир искал приобщить свой народ к высшей культуре, носительницей которой тогда представлялась всему миру Византия, а не отсталый, обветшавший Рим. И после крещения народа в «греческую веру» и организации национальной Русской Церкви, князь Владимир продолжал дружественные отношения с папами. Таже Никоновская Летопись и цитаты Татищева дают нам знать, что в 994 г. вернулось из Рима какое-то посольство Владимира. В 1000 г. послы папы Сильвестра II приезжают в Киев, а в 1001 г. Владимир опять отправляет своих послов в Рим. Так как князь Владимир, уже женатый на царевне Анне, все таки не хотел подчинять свою Церковь Константинопольскому патриарху, а держал связь с Охридской Болгарской епископией, то понятна заинтересованность Рима каноническими судьбами Русской Церкви. Но напрасны усилия старых униатских историков и новейшего ученого M. Jugie («Le Schisme Byzantin», Paris, 1941) создать иллюзию будто бы изначальной канонической зависимости русского христианства от Рима.

Источник:

А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Том I. Париж. 1959.

Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-p…

Изображение:

А.О. Орленов. Князь Владимир. 2010

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author