Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Как устроена современная Детская школа искусств в регионах?

«Локальные НОП-пространства»: канал«Антон Кривенюк» (antonkrivenyuk) для «Научно-образовательной политики» (scienpolicy)

Как устроена современная Детская школа искусств в регионах?

Нацпроект «Образование» предусматривает (дальнейшее) развитие систем «Кванториумов» и «Сириусов» в регионах. Много говорится о том, что эти два проекта в своей совокупности должны образовать единый механизм работы с детьми. Однако, «Кванториумы» ориентированы на проектно-технологическую работу, а «Сириусы» - на одаренных детей. Поэтому стоит присмотреться – куда приходят эти центры? Складывается ощущение что во многих регионах в области дополнительного образования детей – практически выжженная местным руководством земля. И на ней героически выживают группы энтузиастов, которым иногда удается переломить ситуацию. Наша история будет особенно интересна команде «Сириусов».

Детская школа искусств до сих пор остается основным центром дополнительного образования для детей и подростков в малых городах и сельских районах страны. Единственный для миллионов детей инструмент, с помощью которого они знакомятся с мировой культурой и изучают ее.

Два наших источника, преподаватели музыки с почти 40-летним стажем работы с детьми, работали в Москве, Стамбуле и т.д. Теперь преподают фортепиано, скрипку и гитару в школе 20-тысячного города одной из центральных областей.

Слово двум нашим коллегам:

Качество преподавания низкое, потому что преподают непрофильные специалисты, или вовсе не знающие предмета не специалисты. Они вынуждены имитировать образовательный процесс, что несет колоссальный вред учащимся. Раньше были четкие правила, регулирующие среду. Сегодня все размыто и преподаватель с непрофильным образованием может пройти курсы и потом преподавать. Это абсурд.

Есть ряд локальных нюансов, свойственных конкретной школе, но думается такая картина не только у нас. Прежнее непрофессиональное руководство намеренно отсеивало все профессиональные кадры, в итоге в школе создалась ситуация, когда нет специалистов ни по одному направлению, кроме художественного отделения.

Отказались от обязательных для учебного процесса отчетных мероприятиях, по которым можно судить о работе педагогов с детьми. К примеру, выпускные экзамены принимались скрытно в отдельном классе, хотя это обычно открытое мероприятие с участием кураторов, с привлечением директора и всех желающих послушать.

Для имитации деятельности постоянно пользовались услугами Дома культуры, смешивали мероприятия школы и ДК. В школе вообще не было школьных концертов, постоянно проводились только совместные с ДК мероприятия. Таким образом никто не мог видеть работу педагогов и составить впечатление о работе музыкального отделения.

Главное: Не было понимания об образовательной функции школы, она воспринималась как учреждение культуры для развлечения.

Из-за маленькой оплаты не приходят новые кадры. С другой стороны непрофессионалы и не могут воспитать профессионалов. Родители не видят перспективы для своих детей. А там где видят, у художников, там полно детей.

Продолжаем публиковать мнение наших коллег:

Что нам удалось изменить?

Внедрили обычную организацию школьной работы. Учебный процесс, обязательный для всех школ. Здесь его не было. Например, на экзаменах дети, если говорить о фортепианном отделении, должны играть в зале на рояле, а не по углам. Должны проводиться классные концерты – два раза в год. А также академические, технические зачеты. Мы просто стали делать то, что положено и известно давно и изобретено не нами. Жизнь в школе оживилась, дети и родители это стали замечать.

Что нужно сделать?

Повысить зарплату и четко разграничить, кто может, а кто не может преподавать. Значительную часть педагогического состава надо будет отсеять за профнепригодность. С другой стороны в систему смогут прийти пусть даже не молодые, но опытные педагоги. Зарплата размазывается между профессиональными кадрами и самодеятельностью. Пусть лучше людей будет меньше, но с достойной оплатой труда.

О негативной роли региональной бюрократии и вреде оптимизации, организованной не сведущими в вопросе чиновниками.

На областном уровне развели много чиновников, которые в принципе не шарят в сфере. Они тоже занимаются имитацией деятельности и спускают бумаги директорскому корпусу, от которых можно повеситься. Но еще хуже другое.

Оптимизация была проведена не там, где надо. У школы отняли ставки охранника, вахтера, завхоза и т.д. При этом выходит предписание обеспечить безопасность, но нет охранника. Требуют соблюдать пожарную безопасность, но нет электрика. Охранником работает 80-летняя уборщица.

Директор ездит на курсы пожарников, электриков. Потом она приходит к нам и делает сообщения о работе охранника, пожарника и т.д. И все это за директорскую ставку в 15 тысяч в месяц.

На наш взгляд, происходит процесс целенаправленной ликвидации системы дополнительного образования для школьников. В провинции это будет иметь фатальные последствия.

* * *

Подобные мнения непосредственных участников процесса нужно обязательно иметь в виду при реализации мероприятий по дополнительному образованию детей. Иначе региональные «Сириусы» будут банально не востребованы. А работу с одаренными детьми можно выстраивать только на основе массовой – со всеми интересующимися.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author