Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА КАК ПРЕЕМНИК ДРЕВНИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ

То, что зломудрствующий Варлаам говорит, будто мы двубожники непосредственно доказывает наше благочестие и его злочестие. Ибо и великий Василий был обвинен в тритеизме хулителями Сына и Святого Дyxa [1]. Не великое ли это доказательство твердости богословия великого мужа, что он говорит о Едином Боге как о троичном по Ипостасям? И какое может быть большее свидетельство злословия тех, кто по этой причине говорили, что он требожник? А Григория Богослова споспешники Аполлинария и каменовали, и на суд повлекли [2], обвиняя его в двубожии, потому что он мыслил Слово – Богочеловека, совершенным в обеих природах. Максиму же, мудрому в божественном, сторонники Сергия и Пирра не преминули отрезать и руку и язык [3], возводя на него обвинение в двубожии и многобожии, потому что он проповедовал во Христе две воли и два действия, – тварные и нетварные, соответственно природам; ибо согласно его учению не только божественная природа нетварна, но и божественная воля и все природные энергии божественного естества, которые не суть природы, но богоприличные движения, как он это часто утверждает в своих произведениях. Это же клевещут теперь и на нас.
Но если, как я сказал, это обвинение хорошо показывает твердость богословия святых (мужей), то мы в нём находим не менее ясное доказательство злославия тех, кто обвиняли их в многобожии. Это же касается и нас, когда мы говорим тем, которые теперь неосновательно разделяют единое Божество на тварное и нетварное, говорят, что только божественная сущность является нетварным Божеством, и что все нетварное совершенно не отличается от божественной сущности, а всякая сила и энергия отличающиеся в чем-либо от Неё – тварны, когда этим людям мы говорим, что нетварен единый по сущности и множественный в энергии Бог, так как Он всесилен. Ибо, как говорит божественный Максим [4], Бог «умножается» в своем произволении о каждом существе, чтобы привести его к бытию; будучи множественным в промыслительных выступлениях, Он пребывает совершенно непознаваемым в Своей сущности, но познаваемым в этих выступлениях, т. е. в Своей благости, премудрости, силе, божественности или величестве и просто во всем, что «окрест Его сущности», как дословно говорит и Златоустый отец [5].
Примечания:
[1] Ps. Bas. Hom. «proVtouVsukojantountaVhmaV,otitreiVqeouVlegomen»
[2] (PG 30, 1488–1496). Ср. De Sp. S.: 18 (PG 32, 149).
[3] Vita St. Greg. Th. (PG. 35, 277ВС).
[4] Acta Maximi (РG. 90, 172).
[5] «Scholia in Div. Nom.», 13, 2 (РG 4, 409 B); cp. De car. 1, 100 (РG 90, 984А).
Источник: Свт. Григорий Палама. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина. //Православная мысль. Вып. 10 (Париж: Имка-пресс, 1955)


https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/Pismo_k_Akindinu_poslannoe_iz_Fessaloniki_pregde_sobornogo_osugdenia/
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author