Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Чистый лист

«Измените опыт, реформируя методы воспитания, образования, средства массовой информации и систему социальных вознаграждений, — и вы измените человека»

На протяжении нескольких столетий многие интеллектуалы пытались установить принципы справедливости, основываясь на убеждении, что человек рождается «чистым листом», на котором родители и общество записывают его биографию. Многие авторы отчаянно пытаются дискредитировать предположение о врожденном характере человеческих свойств, ведь если люди рождаются разными, то оправданы дискриминация и расизм, если человек - продукт биологии, тогда свобода воли является всего лишь мифом, а жизнь не имеет высшего смысла и цели. Пинкер убедительно показывает, что отказ от анализа вопросов человеческой природы не только противоречит современным открытиям в генетике, нейробиологии и теории эволюции, но и искажает наши представления о самих себе. Наследуются ли интеллект и таланты? Можно ли искоренить насилие в отношениях между людьми и государствами? Существует ли свобода воли, а вместе с ней - и ответственность за свои поступки? Об этих вопросах рассуждает когнитивный психолог Стивен Пинкер в одной из самых значимых своих книг.

"Несколько столетий ученые пытались понять, являются ли свойства человеческого характера врожденными, а сам человек — продуктом биологии. Современные представления о людях определяют три концепции: Благородный Дикарь (хороший изначально), Дух в Машине (человек — сложный механизм) и Чистый Лист, связанные с именами Руссо, Декарта и Локка. Последний утверждал, что человек от рождения ни хороший, ни плохой — он словно чистый лист, на котором среда чертит его личность. В ХХ веке многие идеалисты полагали, что этнические конфликты, классовые предрассудки, сексизм и расизм можно искоренить через создание правильных социальных институтов и условий, которые дадут сознанию человека «хорошие» ценности и нормы.

Но теория «чистого листа» не может быть применима к человечеству, потому что эволюционно в нем формировались привычки, способности, предпочтения, черты характера, которые делают людей разными. Методы социальной инженерии, внедренные в социальные программы, существенно подорвали семейные отношения вместе с системой образования и искусством.

Есть четыре области научных открытий, которые опровергают эту теорию: когнитивные, генетические, нейробиологические и в сфере эволюционной психологии. Ученые полагают, что мозг человека похож на компьютер, который обрабатывает внешнюю информацию и дает возможность ориентироваться в мире. Человек — существо активное, а «чистый лист» полностью пассивен. Мозг — это весьма сложная конструкция с модульной структурой и взаимозависимыми компонентами, и продуцирует наше поведение именно он, а не окружающая среда. Мозг позволяет выбирать варианты поведения, и причины эмоций, переживаемых носителями разных культур, тоже разные.

Нейробиология изучает физиологические мозговые процессы, которые формируют особенное настроение, восприятие, мышление и личностные черты. Совокупность этих физиологических процессов составляет человеческое «я», у каждого из нас мозг не одинаков, и его анатомию определяют гены. Генетика отдает предпочтение изучению генетических факторов, обусловливающих наше поведение. Эволюционная психология рассматривает развитие мозга как цепочку случайных мутаций. Человек изначально не рождается «чистым листом», а имеет возможности и врожденные структуры, заложенные эволюцией и способствующие обучению. Эволюционная биология рассматривает особенности психики человека, которые сегодня нанесли бы человеку вред, в отличие от его древних предков. Когнитивная психология рассматривает процессы, формирующие разные виды знания.

Приверженцы «чистого листа» опасаются, что:

• Врожденные различия оправдывают различное обращение с людьми и их дискриминацию.
• Когда люди предрасположены генетически к «аморальным» поступкам, перевоспитать их невозможно.
• Допуская биологическую обусловленность поведения людей, мы отрицаем наличие свободы воли и ответственности за поступки.
• Если люди являются биологическим продуктом, то человеческая жизнь выступает всего лишь биологическим процессом.

Автор приводит четыре контраргумента этим положениям:

• Дискриминация непозволительна независимо от похожести или различий между людьми.
• Насилие не может быть оправдано, даже если у человека имеется генетическая предрасположенность к нему.
• Люди ответственны за поступки, несмотря на управление биологическими факторами.
• Жизнь имеет смысл, даже если человеческое поведение находится под влиянием биологических факторов.

Учение о «чистом листе» искажает само представление о человечестве. Идеи сталкиваются в пяти основных сферах:

1. Политическая. Природные задатки человека и его политические взгляды коррелируют, существует два видения: трагическое и утопическое. В первом случае справедливость имеет смысл, если все человеческие решения регулируются законами. Во втором существует вера в нравственные ценности и социальную ответственность людей.

2. Насилие, объясняющееся теорией эволюции и генетикой, может снизиться, если люди задумаются о его причинах. Мужчины более склонны к нему, поскольку всю жизнь борются за женщин, а те выбирают победителей.

3. Гендерный феминизм утверждает, что мужчины и женщины от рождения одинаковы, но ведут себя по-разному под влиянием окружающих условий и ожиданий общества. Но дискриминация полов при этом просто недопустима.

4. Дети развиваются под влиянием не только окружающей среды, но и наследственности, они далеко не «чистый лист».

5. Искусство объясняется когнитивными, психологическими и биологическими основами, отсюда вытекает такое же объяснение существования творческих людей. Любые таланты человека свидетельствуют о его интеллекте, изобретательности, креативности, делая его с точки зрения эволюции перспективным.

Люди либо открываются жизненному опыту, либо прячутся от него, действуют сознательно либо импульсивно, являются экстравертами либо интровертами, склонны к согласию либо антагонизму, являются устойчиво спокойными либо невротиками. Психологи называют это «пятифакторной моделью личности», которая и определяет человеческий характер.

Чему учит книга:

— Концепции «чистого листа» и «благородного дикаря» (когда люди рождаются добродетельными, а общество их делает порочными) являются несостоятельными, поскольку противоречат природе и порождают истинное зло. У человеческой природы существует множество врожденных различий, и поспорить с этим удивительным фактом невозможно.

— Общество, которое не признает врожденную тягу к насилию, способно сделать базисом политику, не опирающуюся на факты и, следовательно, не работающую в реальных условиях.

— Интеллект наряду с мышлением, креативностью и воображением являются формами превосходно изученного информационного процесса".


______________
Австрийский психолог, психиатр, невролог Виктор Франкл считал, что, хотя человек не свободен от условий, будь они биологические, психологические или социологические по своей природе, он свободен и всегда остается свободным занять определенную позицию относительно этих условий.
_______________

- Пинкер С. - Как работает мозг - 2017

Книга Стивена Пинкера, выдающегося ученого, специализирующегося в экспериментальной психологии и когнитивных науках, в увлекательной и доступной форме рассматривает, какие факторы воздействуют на сознание человека, как формируется интеллект взрослого человека и чем он отличается от детского, чем человеческое мышление отличается от мышления животных вообще и приматов в частности, особенности искусственного разума. Пинкер поддерживает идею о комплексной человеческой природе, состоящей из множества адаптивных способностей разума. Он считает, что человеческое сознание работает отчасти при помощи комбинаторной манипуляции символами.

Книга написана в легкой и доступной форме и предназначена для психологов, антропологов, специалистов в области искусственного интеллекта, а также всех, интересующихся данными науками.

- Пинкер С. - Субстанция мышления. Язык как окно в человеческую природу - 2016

В новой блестящей работе "Субстанция мышления" известный канадско-американский лингвист и психолог Стивен Линкер исследует работу человеческого сознания в совершенно новом стиле - через пристальное изучение нашей речи: от бытовых разговоров, шуток и сквернословия до юридических споров, от детских неуклюжих выражений до сленга, от политического дискурса до поэзии. Объясняя сложные идеи с помощью точных и остроумных примеров, Пинкер задает увлекательный тон изложению науки о языке. Исходный посыл книги - помочь нам понять, кто мы такие и что нами движет. Что говорят ругательства о нашей эмоциональности? Что могут рассказать двусмысленные фразы во время ухаживаний о наших социальных отношениях? Как смысловые тонкости и оговорки - наподобие тех, что доставили немало проблем многим политическим лидерам, - раскрывают наши представления об ответственности и справедливости? Как в языке преломляются научные понятия? Автор предлагает ответы на эти и многие другие интереснейшие вопросы, виртуозно демонстрируя умение прояснять предмет и вовлекать читателя в процесс осмысления. Язык - как показывает Пинкер - тесно переплетен с самой человеческой жизнью, он поистине является окном в природу человека. Эта великолепная работа захватывает с первых же строк, подводя читателя к изумительному открытию: как много, оказывается, мы можем узнаем о нашем естестве, если осмыслим, как мы облекаем свои мысли и чувства в слова!

- Пинкер С. - Язык как инстинкт - 2009

Предлагаемая вниманию читателя книга известного американского психолога и лингвиста Стивена Пинкера содержит увлекательный и многогранный рассказ о том феномене, которым является человеческий язык, рассматривая его с самых разных точек зрения: собственно лингвистической, биологической, исторической и т.д. "Существуют ли грамматические гены?", "Способны ли шимпанзе выучить язык жестов?", "Контролирует ли наш язык наши мысли?" - вот лишь некоторые из бесчисленных вопросов о языке, поднятые в данном исследовании. Книга объясняет тайны удивительных явлений, связанных с языком, таких как "мозговитые" младенцы, грамматические гены, жестовый язык у специально обученных шимпанзе, "идиоты"-гении, разговаривающие неандертальцы, поиски праматери всех языков. Повествование ведется живым, легким языком и содержит множество занимательных примеров из современного разговорного английского, в том числе сленга и языка кино и песен.

Книга будет интересна филологам всех специальностей, психологам, этнографам, историкам, философам, студентам и аспирантам гуманитарных факультетов, а также всем, кто изучает язык и интересуется его проблемами.

- Брокман Дж.(ред.) - Теории всего на свете - 2015

«Напишите о вашем самом любимом, самом интересном, глубоком и изящном объяснении», – попросил издатель и писатель Джон Брокман известнейших ученых всего мира, работающих в разных областях науки, а потом собрал полученные эссе в книге, которую вы сейчас держите в руках. На ее страницах – рассказы о теориях, помогающих понять главные идеи физики и астрономии, экономики и психологии, биологии и многих других наук. Чтение это увлекательное, ведь среди авторов сборника – Джаред Даймонд, Нассим Талеб, Стивен Пинкер, Мэтт Ридли, Ричард Докинз и другие выдающиеся умы современности.


Пинкер С. - Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня - 2018
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author