Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

КРАЙ ОДЕЖДЫ, КАК СИМВОЛ АВТОРИТЕТА И СИЛЫ ВЛАДЕЛЬЦА

Литература и искусство древнего Ближнего Востока проливают новый свет на обычай носить цицит
Здесь мы сталкиваемся с обычаем украшать кайму верхнего платья, отличающим ее от остальных частей
Чем знатнее владелец, тем изощреннее вышивка каймы


Ее значимость определяется не художественными достоинствами вышивки, но тем, что она является символическим продолжением личности и авторитета владельца
Ее назначение лучше всего иллюстрируется аккадским выражением sissikta batāqu, «отрезать кайму»

Например, экзорцист произносит заклинание над каймой, отрезанной от одежды своего пациента; отрезание мужем каймы от платья жены означает развод

Отражение этого обычая мы находим в Библии, в диалоге, который до сих пор был загадочным

Преследуя Давида в горах Иудеи, царь Саул заходит в пещеру и снимает плащ, чтобы облегчиться, не зная, что Давид и его люди скрываются в этой пещере
Давид подкрадывается к ничего не подозревающему Саулу и отрезает край его плаща
Затем текст сообщает: “после больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это”

Обнаружив деяние Давида, Саул говорит: “И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать” (1 Цар 24:6, 21)
Что же послужило причиной для раскаяния Давида и реакции Саула?
Ответ заключается в том, что край одежды Саула обладал символическим значением, он был как бы продолжением личности и знаком власти Саула

Давид почувствовал раскаяние, потому что сделанное им не было повелением Бога
Саул же счел это происшествие Божественным знаком: его власть перешла к Давиду и теперь он «отрезан» от трона

Мильгром Джекоб. Книга Числа. Экскурсы 7, 33, 38, 49, 50 // Библейские исследования. М., 1997. С. 299–300.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author