Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Папа Григорий Великий об Апостольском Престоле и апостольских Престолах

Из докторской диссертации «Концепция папской власти у Св. Григория Великого» отца Нейла Шерки C.P.

(Neil Sharkey, Saint Gregory the Great's Concept of Papal Power, The Catholic University of America, 1950)

Глава III

Папа Григорий говорит об Антиохийской Церкви как об апостольском Престоле в послании, адресованном ее патриарху Анастасию:

«Но помни, что правишь апостольским Престолом» [1].

Однако он понимает и принимает ограничение этой формулы применительно к Римской Церкви. Например, он пишет Анастасию, архиепископу апостольской церкви в Коринфе, что Господь даровал ему (т.е. Папе Григорию) честь председательствовать над Апостольским Престолом. Вероятно, что в выражении

«Господь удостоил поставить меня недостойного на Апостольский Престол» [2]

должен быть указан Апостольский Престол, вместо апостольского Престола (Apostolic See and not an apostolic See), не только по причине общепринятого понимания этого термина на Западе, но и поскольку Григорий оповещает архиепископа, что он был избран на Престол Рима. Следовательно, sedes apostolica (Апостольский Престол) суть одна из форм обозначающих Sancta Romana ecclesia (Святую Римскую Церковь). Обнаруживаем схожее выражение:

«В святой Римской Церкви, которую мы по воле Божией возглавляем» [3].

Напомним также, что Присцилианн обращался (к Папе Дамасу) в подобной манере в его Liber ad Damasum:

«Ты пришел к славе Апостольского Престола» [4].

В письме к Леандеру, епископу Севильскому, Григорий вновь декларирует:

«Апостольский Престол, на который я Божьей милостью поставлен» [5].

Эта же формула появляется также в письме, адресованном Августину, епископу Кентерберийскому. Однако же, в этом случаи Григорий говорит о служении вместо председательствования:

«От сего Святого и Апостольского Престола, которому я по воле Божией служу» [6].

Соответствующее этому выражение следующее:

«Святой Римской Церкви, которой мы по воле Божией служим» [7].

Однако нет никаких сомнений, что Григорий употреблял титул apostolica sedes. Он, конечно, использовал его в общепринятом смысле как синоним Престола Рима. Многие другие его утверждения могут быть поняты, если мы ограничим значение этого понятия, лишь Римской Церковью. Также как и, к примеру, иные церкви, выражают почтение Римскому Престолу, то же, по словам Григория, делает и Рим, осуществляя попечение над этими церквями:

«Насколько прочие церкви оказывают Апостольскому Престолу почтение, настолько же подобает Ему иметь об этих церквах попечение» [8].

Если бы кто-либо из Нумидийского Собора, в Африке, пожелал бы приехать в Рим, надлежит позволить ему это осуществить:

«Если кто из Нумидийского Собора пожелает прийти к Апостольскому Престолу, позвольте им» [9].

Поскольку Римский Престол главенствует над прочими церквями, то ему должно осуществить попечение над ищущими его согласия для рукоположения епископа:

«Насколько Апостольский Престол по Божьей милости стоит во главе всех Церквей, настолько среди прочих забот нас тревожит и эта» [10].

Если же поместная церковь соблюдает установленные обычаи рукоположения епископа, то Римский Престол тем самым сохраняет свою власть и одновременно увековечивает те права, которые он делегировал иным церквам:

«Дабы при сохранении этого обычая Апостольский Престол обладал присущей Ему властью, но не уменьшал права, которые пожаловал другим» [11].

Григорий уверяет Колумба Нумидийского, из Африки, что письмо Нумидийского епископа суть явный знак его приверженности Престолу Рима:

«Кроме того еще прежде, чем получить во свидетельство тому твое письмо, я знал и знаю теперь, что ты всем разумом, всем сердцем, всей душою предан и привержен Апостольскому Престолу» [12].

Каноны Престола Рима должно соблюдать, иначе Григорий прибегнет к мерам в отношении виновных:

«Если я увижу, что в ней не соблюдаются каноны Апостольского Престола, то пусть Бог всемогущий подскажет мне, что сделать против презирающих» [13].

Сохранение единства во всей Вселенской Церкви - это право Престола Рима:

«Справедливо было Апостольскому Престолу заботиться о сохранении единства во всем в умах священников по всей вселенской Церкви» [14].

Григорий сообщает Льву Катанскому, епископу Сицилийскому, что местным иподиаконам должно соблюдать те же законы безбрачия, что и иподиаконам, принадлежащим к Римской Церкви:

«Но соблюдать им все по подобию Апостольского Престола» [15].

Если кто-либо не повинуется Римскому Престолу, подобным действием он выражает пренебрежение к apostolica sedes:

«Открыто впал в пренебрежение Апостольским Престолом» [16].

Далее Григорий заявляет, что его предшественник Папа Пелагий II отменил Константинопольский Собор 588 года. Сие действие приписано Римскому Престолу:

«Все деяния этого Собора отменены, ибо Апостольский Престол не согласен с ними» [17].

Снова-таки, именно Римский Престол, apostolica sedes, главенствует над всеми церквями:

«Апостольский Престол, который есть глава всех Церквей» [18].

[1] «Sed memento quia apostolicam sedem regis» (Epistolarum, lib 5, ep 42, Monumenta Germaniae Historica, t 1, p 336)

[2] «indignum me apostolicae Dominus sedi praeesse dignatus est» (Epistolarum, lib 1, ep 26, MGH, t 1, p 40 «quod licet indignum me apostolicae Dominus sedi praeesse dignatus est»)

[3] «indignum me apostolicae Dominus sedi praeesse dignatus est» (Epistolarum, lib 1, ep 60, MGH, t 1, p 83)

[4] «Ad apostolicae sedis gloriam . . . venist» (Priscillian, Tractatus, 11, Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol 18, p 34)

[5] «sedes apostolica cui Deo auctore praesideo» (Epistolarum, lib 5, ep 53, MGH, t 1, p 358)

[6] «ab hac sancta et apostolica, cui Deo auctore deservio, sede» (Epistolarum, lib 11, ep 39, MGH, t 2, p 312)

[7] «sanctae Romanae cui Deo auctore deservimus ecclesiae» (Epistolarum, lib 6, ep 12, MGH, t 1, p 391)

[8] «Quanto apostolicae sedi ab ecclesiis reverentia ceteris exhibetur, tanto eam in earum decet esse tuitione sollicitam» (Epistolarum, lib 1, ep 71, MGH, t 1, p 91)

[9] «Ex concillo vero Numidiae, si qui desideraverint ad apostolicam sedem venire, permittite» (Epistolarum, lib 1, ep 72, MGH, t 1, p 92)

[10] «Quanto apostolica sedes Deo auctore cunctis praelata constat ecclesiis, tanto inter multiplices curas et illa nos valde sollicitat. ubi ad consecrandum antistitem nostrum expectatur arbitrium» (Epistolarum, lib 3, ep 30, MGH, t 1, p 188)

[11] «quatenus huius modi servata consuetudine et apostolica sedes proprium vigorem retineat et a se concessa aliis sua iura non minuat» (Epistolarum, lib 3, ep 30, MGH, t 1, pp 188-9)

[12] «Praeterea tota te mente, toto corde, totaque anima apostolicae sedi inhaerere ac esse devotum et nunc scio, et priusquam epistola tua hoc testimonium perhiberet, manifeste cognovi» (Epistolarum, lib 3, ep 47, MGH, t 1, p 203)

[13] «In qua si videro, sedi apostolicae canones non servari, dabit omnipotens Deus, quid contra contemptores eius faciam» (Epistolarum, lib 3, ep 63, MGH, t 1, p 224)

[14] «iustum fuit, ut sedes apostolica curam gereret, quatenus unitatem in universalis ecclesiae sacerdotum mentibus per omnia custodiret» (Epistolarum, lib 4, ep 2, MGH, t 1, p 234)

[15] «Sed ad similitudinem apostolicae sedis eos cuncta observare» (Epistolarum, lib 4, ep 34, MGH, t 1, p 270)

[16] «in contemptum sedis apostolicae apertus exilivit» (Epistolarum, lib 5, ep 6, MGH, t 1, p 286)

[17] «cuncta acta illius synodi sede apostolica contradicente soluta sint» (Epistolarum, lib 5, ep 39, MGH, t 1, p 237)

[18] «sede apostolica, quae omnium ecclesiarum caput est» (Epistolarum, lib 13, ep 50, MGH, t 2, p 416)

Из монографии «Святой Григорий Великий» монсеньора Пьера Батифоля

(Pierre Batiffol, Saint Gregoire le Grand, 1928, p 188)

Глава 8, Святой Григорий и Восток

Что касается первенства (principatus), унаследованного от Св. Петра, Св. Григорий ни в коей мере не жертвует им. Однако, он заявляет о нем, явно демонстрируя нежелание выводить какие-либо права из этой привилегии. Это очень чувствуется в его отношениях с Александрией и Антиохией. Именно это использовалось в качестве предлога для высказываний, мол, Григорий понимал апостольское первенство (principatus apostolique), как принадлежавшее также и Александрийскому и Антиохийскому Престолам и, что подобная уступка нужна была ему для того, дабы обеспечить поддержку Александрии и Антиохии в его кампании против Патриарха Константинопольского в его вселенских притязаниях [1]. Исследование текстов, на которые мы можем ссылаться, особенно указывает на то, с каким почтением Григорий относится к Престолам Антиохии и Александрии, обоим апостольским, однако, ни искреннее, ни разумное смирение Св. Григория не умаляет привилегии его собственного Престола, и нигде мы не увидим, чтобы он в действительности приписывал эту привилегию иным Престолам, кроме его собственного. Святой Петр почтил (decoravit) Александрийский Престол, отдав ему своего ученика Св. Марка евангелиста; он укрепил (firmavit) Антиохийский Престол, восседав там семь лет; он возвысил (sublimavit) Римский Престол, ставший окончанием его пути и местом его смерти

[1] Frederick Homes Dudden, Gregory the Great - his place in history and thought, vol 2, p 227

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author