Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Танцы вокруг лицензирования и аккредитации

Продолжаются замысловатые движения вокруг реформы этих двух процедур
Соло Минобрнауки
К слушаниям в Госдуме ведомство подготовило предложения:
1. Объединить процедуры аккредитации и лицензирования.
2. Разделить все вузы на три уровня – базовый, продвинутый и ведущий.
3. Обкатать модель на тех, кто имеет право формировать и утверждать собственные образовательные стандарты – МГУ, СПбГУ, МГИМО, РУДН, РАНХиГС, Финансовый университет, федеральные и научно-исследовательские университеты.
Соло МГУ и ведущих вузов
Г-н Садовничий от лица МГУ и других ведущих университетов предлагает создать Национальный совет по аккредитации вузов. В совет должны войти ректоры вузов, ученые РАН, представители профессиональных ассоциаций, работодателей и органов госвласти. А при процедурах желательно учитывать результаты рейтинга «Три миссии университета».
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, в свою очередь, предложил обязать все ведущие вузы иметь в своем штате по паре экспертов для каждого направления подготовки, которые будут участвовать процедурах оценки вузов.
Дуэт замминистра Боровской и главы Рособрнадзора Кравцова
На заседании Российского союза ректоров Марина Боровская намекнула ведущим университетам, что от экспертного пула никуда не уйдешь, поэтому им стоит готовить побольше экспертов. При этом г-н Кравцов заявил, что идея Аккредитационного совета «звучит привлекательно», но надо всерьез просчитать все варианты.
Мораль такова – лицензирование и аккредитация – это процессы универсальные, общеобязательные, касающиеся всех университетов, а не только ведущие вузы, о чем те регулярно забывают. Смысл процедуры в осуществлении государственного контроля, а не удовлетворения амбиций влиятельных ректоров.
Итог данного акта лицензионно-аккредитационного балета
«Цифрового рабства» и принудительной онлайнизации слабых вузов не будет – такова позиция Минобрнауки. Рейтинги, вероятно, будут учитывать, но, в первую очередь, международные – но здесь еще многое предстоит проработать по процедурам.
При аккредитации будет проводиться независимая оценка студентов – это решила Госдума.
Ведущие вузы хотят сами всех аккредитовывать и лицензировать. Первый раз пробежаться в облегченном режиме, вручить друг другу этот ведущий уровень, а затем максимально оберегать. Группы (уровни) в итоге быстро превратятся в касты, а ведущие вузы станут внимательно следить, чтобы никто другой добиться этого статуса не добивался. Сделать это будет просто – ведь немыслимое дело, чтобы слабый проверял сильного. Либо равный равного, либо сильный слабого. А значит, случится то, чего опасаются очень многие трезво мыслящие управленцы во главе с министром Котюковым – моментально развалятся механизмы вертикальной мобильности между уровнями.
Само Минобрнауки предлагает вариант с «обкаткой» на самых громко ратующих за реформу. Проведение ее силами Рособрнадзора принципиально расстановку сил не изменит. А если вдруг резко пойдет усиление вектора на общественные процедуры (Аккредитационный совет), то что ж… И Котюков, и Кравцов с удовольствием предоставят право ведущим вузам отранжировать самих себя по трем уровням. Когда они все, в основном, отнесут себя к ведущей категории… случится ровно то же самое, что и в том памятном мониторинге эффективности научных организаций, проведенном РАН.
Там тоже львиная доля попала в ведущие, а потом пришло ФАНО, продавило свои подходы – и в результате ведущих осталась только треть.
Аналогично будет и с вузами.
И далеко не все ныне ведущие подтвердят свой статус.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author