Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Захват лидерства в федеральном округе через позиции К(П)ФУ

Существуют два участника, которые формально относятся к одному из блоков, но при этом обладают собственными амбициями и высоким уровнем противоречий с ключевыми акторами
«Группа ВШЭ»
Возглавляемая г-ном Кузьминовым группа ведущих университетов, имея возможности обеспечить массированную научно-экспертную поддержку, пытаются реализовать модель олигополии в управлении регионами
Реализовать её планируется с помощью реформы системы лицензирования и аккредитация, а также через онлайнизацию образования
Эта «цифровая империя» ВШЭ явно является альтернативой двум вышеуказанным моделям
При этом, надо заметить, что амбиции Кузьминова натолкнулись на весьма серьезное сопротивление Минобрнауки
Неуемные аппетиты могут сыграть с Вышкой злую шутку
Конечно, идеологически семиректорщина реализуема скорее в рамках модели «МГУ-РАН», но переход в этот лагерь будет однозначен расценен как предательство, а в военных условиях такое не прощают
Кроме того, против Кузьминова играет также слабая интегрированность в собственно политические процессы – его планы касаются практически исключительно вузовского сегмента и имеют мало пересечений с более широкими политическими вопросами
Наиболее продуктивной стратегией для ВШЭ будет торг и выбивание себе максимальных льгот, привилегий и бюджетов
Впрочем, чтобы остаться в «блоке Минобрнауки», Кузьминову придется четко уяснить, что существует четкая иерархия, в которой министр является носителем верховной власти, а не «первым среди равных»
Точно так же министерство – это орган управления и контроля, а не «еще один ведущий вуз»
«Сибирская академическая республика»
В ситуации увядания головной РАН и Президиума, выборной лихорадки, компромиссного состава верхушки РАН у президента Сергеева, трансфера управления в рамках реформы в начале к ФАНО, затем в Минобрнауки весьма усилилось Сибирское отделение Академии наук
Избранный председателем г-н Пармон взял четкий курс на автономизацию от «центра» и укрепление потенциала отделения
Позиции СО РАН в рамках Сибирского федерального округа несоизмеримо мощнее, чем у самой Академии в масштабах страны. Промышленность Сибири (особенно в формате новосибирского Академгородка) плотно ориентирована на научные институты, а Новосибирский госуниверситет фактически является академическим
Основа мощи СО РАН и г-на Пармона сосредоточена в Новосибирске как одном из ключевых регионов Сибири, а сам макрорегион – вторая значимая сила в масштабах страны в научно-образовательных и научно-технологических вопросах
В рамках вектора Новосибирск – СФО – «доминион нецентральной России» г-н Пармон проводит всё более и более самостоятельную политику. Более того, СО РАН налаживает отношения с сильными игроками вне собственного федерального округа (и отделения), например, с Татарстаном
Слабость позиции г-на Пармона в том, что все равно придется договариваться – либо с РАН и МГУ, либо с Сибирским территориальным управлением и всем Минобрнауки
Полная независимость невозможна, поскольку тут же перетрет жерновами двух мощных блоков, а для роли определяющего меньшинства маловато сил
Однако, прагматика, с которой действует г-н Пармон, умело выстраиваясь в региональные политические процессы, позволяет сказать, что он начинает всё больше и больше тяготеть именно к блоку Минобрнауки
Вспомним хотя бы (пусть и позорный, но четкий) сигнал с письмом ученых в поддержку Травникова на выборах губернатора
«Агенты и шпионы»
В этой битве надо держать в уме, что в каждом из штабов есть глаза и уши соперников и союзников
Здесь помним о двойной лояльности «МГУ-РАН» г-на Хохлова – а значит, его действия могут идти вразрез с интересами президента Сергеева и остального Президиума
Не меньше вопросов вызывает лояльность первого замминистра Трубникова, который хоть и заговорил на языке «группы прорыва», но слишком часто ранее был замечен в тесных контактах с академиками
«Европейский фронт - резервы, нейтралы и повстанцы»
Если отбросить Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеющие свои Отделения РАН и федеральные университеты, то оставшиеся пять – Центральный, Северо-западный, Северо-Кавказский, Южный и Поволжский – находятся в более сложных и неоднозначных условиях
Только в трех из них есть федеральные университеты
Для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов ситуация достаточно понятная
Это опорные территории, где будет безальтернативно реализовываться стратегия Минобрнауки
С Приволжским федеральным округом всё намного сложнее. Фактически он разделен на две части – Татарстан и всё остальное
При этом, на территории всего округа достаточно много и ведущих «марочных» вузов, и мощных научных институтов
Татарстан обладает крайне высокой степенью интегрированности научно-образовательного и научно-технологического блоков
Это, а также явно максимальная среди других регионов, степень автономизации и республики, и ее элит позволяет предположить, что Татарстан может в этой «войне за регионы» может сохранять нейтралитет
Это даст возможность выбрать победителя, но способно ослабить позиции республики в будущем
Точно так же республика способна встать во главе «регионального бунта» и, пользуясь своими связями, с другими мощными политическими игроками стать «третьей силой»
Впрочем, подобный вариант непосредственно в данный момент маловероятен, учитывая предстоящий транзит власти в республике, а в будущем, в любом случае, вопросы науки-образования-инноваций будут далеко вторичными от баталий чистой политики
Третий вариант, видимо, наиболее желателен – захват лидерства в федеральном округе через позиции К(П)ФУ
Однако, здесь будет весьма и весьма сильно сопротивление со стороны иных областей
Остальные регионы ПФО вполне прогнозируемо должны будут выбирать сторону, поскольку у них шансов на нейтральный статус нет никаких, но вот объединиться против Татарстана они вполне могут
Тогда придется формировать две системы управления по ПФО
Во всех предлагаемых моделях от двух основных блоков провисают центральный и северо-западные регионы
Ни у РАН нет «Центрального отделения», ни у Минобрнауки соответствующего территориального направления (так как эта система пришла от ФАНО и дублирует структуру региональных отделений Академии)
Именно в ЦФО и СЗФО как «столицах» происходят одновременно битвы и федерального и регионального масштабов
Здесь часто сложно отделить местное и общероссийское
Для Москвы ситуация и того страннее – факт расположения вуза или научного института на ее территории мало что дает самой столице
Это «проклятье» центра, на самом деле, экстраполируется на всю европейскую территорию России
Разрешить эту проблему Минобрнауки будет пытаться с помощью системы советов – по федеральным округам и более дробным субрегионам
Однако, эта модель далека от запуска
Научно-методическое руководство РАН чем-либо в этих регионах тоже часто проблематично
Именно на пространстве ЦФО и СЗФО формируется костяк «армий» каждого из двух блоков – верных Министерству или Академии управленцев с их структурами
Однако, концентрация мощных и самостоятельных организаций также означает, что тут сосредоточены очень много оппозиции обоим блокам, которая при этом, далеко не всегда четко входит в союз с противоположной стороной
Представляется, что работа с регионами европейской территории страны не менее важна, чем придворные интриги и «отработка» Сибири с Дальним Востоком
Тот, кто сможет выстроить вменяемую модель управления и заручиться поддержкой очень разнообразных вузов, научных организаций и регионов европейской части страны - у того резко возрастут шансы на итоговую победу
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author