Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

О ведении учебного предмета «Основы православной культуры» для учащихся 1–3 классов

О ведении учебного предмета «Основы православной культуры» для учащихся 1–3 классов в общеобразовательных организациях Псковской области

Шлосберг написал депутатский запрос

==

01 ноября 2018 года / Исх.

№ ЛШ 2018/11–01–02

Прокурору Псковской области,

государственному советнику юстиции 2 класса

С. Д. БЕЛОВУ

ул. Плехановский посад, д. 6,

гор. Псков, Псковская область, 180000

Уважаемый Сергей Дмитриевич!

В государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Псковской области для учащихся 1–3 классов в качестве факультативного введён внеурочный учебный предмет «Основы православной культуры».

Альтернатива этому предмету в учебном расписании общеобразовательных организаций отсутствует, он внесён в учебное расписание как предмет, обязательный для аттестации знаний ученика, возможность выбора другого внеурочного учебного предмета отсутствует.

При этом «Основы православной культуры» – это учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного Министерством образования и науки (в настоящее время Министерство просвещения) Российской Федерации в школьную практику (4–5–й классы средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках образовательной области «Основы духовно–нравственной культуры народов России» с 1 апреля 2010 года в 19 регионах России в рамках федерального компонента образования, а с 1 сентября 2012 года повсеместно.

В отношении учащихся 1–3 классов средней общеобразовательной школы решение Министерства просвещения Российской Федерации о включении предмета «Основы православной культуры» в качестве федерального образовательного компонента в рамках образовательной области «Основы духовно–нравственной культуры народов России» не принималось.

Полагаю, что действиями органа исполнительной власти, осуществляющего на территории Псковской области государственно–властные полномочия исполнительно–распорядительного характера в сфере образования (Государственного управления образования Псковской области), органов управления образованием муниципальных образований области, руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций нарушены права и свободы неограниченного числа лиц – обучающихся, а также их родителей (законных представителей), обладающих правом принятия решений о выборе предметов из числа факультативных от имени детей.

Полагаю, что понуждением к изучению предмета «Основы православной культуры» учащихся 1–3 классов государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Псковской области нарушены нижеперечисленные нормы Конституции Российской Федерации, нормы федеральных законов и федеральных ведомственных правовых актов в сфере общего образования.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125–ФЗ никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

В соответствии с пунктами 6) и 7) части 1 статьи 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ (далее – Закон «Об образовании») государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона «Об образовании» содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно–нравственными и социокультурными ценностями.

В соответствии с пунктом 5) части 1 статьи 34 Закона «Об образовании» обучающимся предоставляются академические права на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования).

В соответствии с частью 1 статьи 87 Закона «Об образовании» в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно–нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно–нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

В соответствии с частью 2 статьи 87 Закона «Об образовании» выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС) основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

Согласно пункту 19.10 ФГОС план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей, обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

При этом внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. План внеурочной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяется с учётом интересов обучающихся.

Согласно пункту 10.5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821–10. Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно–эпидемиологические правила и нормативы») внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

В связи с вышеизложенным прошу прокуратуру Псковской области:

провести проверку законности действий и решений Государственного управления образования Псковской области, органов управления образованием муниципальных образований, руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций области по включению в планы внеурочной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Псковской области для учащихся 1–3 классов факультативного внеурочного учебного предмета «Основы православной культуры» в качестве обязательного;

принять меры прокурорского реагирования в виде предписания об исключении из планов внеурочной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Псковской области для учащихся 1–3 классов факультативного внеурочного учебного предмета «Основы православной культуры» в качестве обязательного.

Благодарю Вас за сотрудничество.

С уважением,

депутат, заместитель председателя Комитета

по законодательству и местному самоуправлению

Псковского областного Собрания депутатов

Л. М. Шлосберг

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author