Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Лозаннский договор 1923 года

Лозаннский договор 1923 года способствовал усилению кризиса, в котором давно находился Вселенским Патриархат
Этот кризис был вызван распадом Османской империи и постепенным ослаблением влияния Константинопольского престола на православный мир вследствие церковной независимости национальных балканских Церквей
Исход греков из Турции, изоляция Патриархата, давление со стороны турецкого правительства, всё больше стеснявшего его деятельность, — все эти факторы содействовали снижению авторитета Константинопольской Церкви, которая рисковала утратить свое влияние и, следовательно, первенствующее положение в православном мире [I]

С другой стороны, Церковь и правительство Греции стремились придать Константинопольскому престолу ярко выраженный греческий облик и взять его под свой контроль
В это неспокойное для Патриархата время начала создаваться (особенно благодаря деятельности патриарха Мелетия IV) стратегия, имевшая целью сохранить влияние патриаршего престола, вернуть ему вселенскую роль. Укреплять авторитет и восстанавливать влияние Вселенского Патриархата предполагалось прежде всего путем расширения международной деятельности Константинопольского престола, которая выражалась как в стремлении развивать межхристианские отношения, так и в налаживании выгодных отношений с правительствами западных стран
Вторым направлением этой же стратегии Вселенского Патриархата было расширение его собственной церковной юрисдикции
Добиться этого планировалось или путем защиты прав представителей православной диаспоры, или через укрепление влияния на православие, для чего Вселенский Патриархат оказывал поддержку некоторым национальным Церквам в их борьбе за автономию или независимость

Однако главным противником этих устремлений зачастую становилась именно Русская Церковь
В декабре 1921 года Мелетий заявил о праве Константинополя взять под свою юрисдикцию всю православную диаспору, и 1 марта 1922 года Священный Синод Константинопольской Церкви вынес решение по данному вопросу
В нем говорилось, что вся диаспора, все приходы и епархии, находящиеся вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви, должны обязательно подчиняться церковной власти Вселенского Патриархата [II]
С другой стороны, ослабление Московского Патриархата являлось всегдашней, традиционной целью Константинопольской кафедры

В 1924 году преемник Мелетия, патриарх Григорий, желая заручиться поддержкой советских властей в непростых, как уже упоминалось, отношениях с турецким правительством, призвал Тихона снять с себя сан, упразднить патриаршество и передать церковную власть обновленцам
Представитель Константинополя в Москве показал патриарху Московскому выписки из протоколов некоторых заседаний Священного Синода [Константинопольской Церкви], на которых было принято решение послать в Россию делегацию для изучения положения русского православия, поручив ей действовать в соответствии с четкими указаниями, предусматривающими отставку Тихона и временное упразднение Патриархата

В июне 1924 года первоиерарх Русской Церкви ответил Вселенскому патриарху Григорию письмом в защиту и его собственных исключительных прав, и прав его Церкви: «Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Священные соборы... за епископом Константинопольским… всегда признавали и признают первенство перед другими автокефальными Церквами чести, но не власти» [III]

Примечания
[I] Ср.: Morozzo Della Rocca R. Le Chiese orthodosse: Una storia contemporanea. Roma, 1997. P. 31 - 32. О кризисе Вселенского патриархата см.: Ibid. P. 27 — 42, О положении в начале 1920-х гг. ср.: Martano V. Athenagoras, il Patriarca (1886 — 1972): Un cristiano fra crisi della coabitazione e utopia ecumenica. Bologna, 1996. P. 52 — 63.
[II] Ср.: Алексий (Ридигер). Православие в Эстонии. М., 1999. С. 383 — 384
[III] Послание Святейшего Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Григорию VII по вопросу о внутрицерковных делах в России (июнь 1924) // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917 — 1943 гг. / сост. М. Губонин. М., 1994. С. 322.
ИИсточник
Рокуччи А. Сталин и патриарх: Православная Церковь и советская власть. 1917 — 1958 / пер. с итал. О. Р. Щеколовой. М.: Политическая энциклопедия, 2016. — Стр. 121 — 123
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author