Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Реформе образования больше 70 лет

Вызрела эта реформа в 1941-м, стихийно началась в 1942-м и в мае 1943-го генерал-квартирмейстер группы армий «Норд» Эдуард Вагнер подвел итог опыту, сформулировав концепцию Российского образования при новой власти.

По независящим от херр Вагнера обстоятельствам, реализация его проекта была отложена. Но теперь с успехом реализуется.

Давайте ознакомимся с тем, что уготовала подрастающему поколению россиян Первая оккупационная администрация. И убедимся, что Вторая оккупационная администрация исполнила заветы дедушки Вагнера, дедушки Гиммлера и дедушки Гитлера.

Меньше предметов, зато по стандарту

Херр Гиммлер считал, что обязательной частью программы русских школ должно стать «внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться власти (немецкой), быть честным, старательным и послушным». Но это – стратегически. А тактически с сентября 1942-го на оккупированной территории началось внедрение элементов реформы образования.

Первый элемент реформы ‒ сокращение количества школ и введение платы за обучение. Далее ‒ сокращение обязательных предметов. Их в программу начального образования включалось не более семи: русский язык (к которому относилось пение, рисование и чистописание), немецкий язык, арифметика, география, естествознание, рукоделие (для девочек) или труд (для мальчиков), физкультура.

В ряде школ вводился новый предмет – Закон Божий, к преподаванию которого привлекались наспех подготовленные для этой цели законоучители. Если верить оккупационной коллаборационистской прессе, предмет воспринимался школьниками с большим интересом, а их родители поддерживали введение Закона Божьего в школьную программу.

Ничего лишнего

Планы гитлеровцев требовали введения неизвестных до той поры стандартов образования. В изданном германскими властями «Предписании для учителей» содержатся конкретные требования к знаниям по тому или иному предмету, указания по их изучению.

Например, в процессе обучения природоведению рекомендовалось заниматься «преимущественно теми животными, растениями и явлениями природы, с которыми детям приходится иметь дело». Сформулировано немного прямолинейно, но нынешняя оккупационная администрация исправилась: «Практическая ориентация и инструментальная направленность общего среднего образования».

Переписывая историюБольшое внимание уделялось идеологии: на уроках пения позволялось «петь только русские народные и церковные песни. Пение песен политического содержания воспрещается».

Подчеркивалось ведущее место истории России в школьной программе. Но учителям предписывалось делать основной акцент на положительные стороны европейской ориентации России. Кроме того, необходимо было останавливаться на эпохе русского абсолютизма и крестьянских реформ. Обязательным разделом стало изучение истории христианства в России, его положительного влияния на все стороны политики и быта населения. Разумеется, учителю вменялось в обязанность разоблачать большевизм и марксизм как чуждые и лживые доктрины.

Первая оккупационная, в отличие от Второй, не получила достаточно времени для массового создания новых учебников, так что ограничились заменой слов в старых. Слово «СССР» меняли на слово «Россия», «товарищ» – «гражданин», «господин», «колхоз» – «деревня», «колхозник» – «крестьянин», «советский» – «русский» и т. д.

Что касается профессионального образования, то его урезали за счет максимального сокращения теоретического курса. И правда, зачем электрику знать закон Ома? Главное, чтобы умел розетку менять.

Прежние холуи, новые херрыПланы оккупантов недолго оставались планами. Подавляющее большинство оставшихся за линией фронта учителей добровольно пошло в услужение немцам и бодренько бросилось реформировать образование. В результате острого недостатка в педагогических кадрах не было.

При этом педагоги, согласившиеся работать для новой власти, являлись одной из самых низкооплачиваемых категорий предателей – их оклады уступали даже окладам мелких служащих-полицаев и неквалифицированных рабочих.

Херр Гимлер и херр Гитлер не успели довести реформу российского образования до конца. Но им на смену приходили другие, извините, херы.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author