Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Артель и артельный человек

В некоторых артелях пение носило одновременно духовный и функциональный характер, как средство синхронизации трудовых усилий. Любопытнейшее исследование артельной хоровой традиции предпринял А. А. Банин, собравший материал старых трудовых песен, сохранившихся в народной среде до 60-х годов XX века, в основном у лесосплавщиков. В исследовании Банина приводятся тексты таких песен, во многих из которых в качестве припева упоминается «дубинушка»: «Эх, дубинушка, ухнем! / Эх, зеленая, сама пойдет, / Сама пойдет!»; «Ай, дубинушка, охни! / Ай, кудрявая, сама пойдет, / Подернем, подернем, подернем!» По мысли Банина, эти мотивы восходят к древнейшему виду коллективной деятельности – валке леса
и корчевке пней [Банин А. А. Трудовые артельные песни и припевки. М., 1971. С. 4.]. В XX веке позднейшие варианты этих песен исполнялись при таком виде артельного труда, как забивание свай. «Свойство музыкального ритма воздействовать на моторику человеческих мышц лежит в основе прикладного назначения трудовых артельных песен: через свой ритм и интонацию, через веками сложившуюся форму-структуру (запев – хоровой подхват) артельная песня позволяет всем работающим легко регулировать напряжение мышц как по известному каждому команде. Эффективность такой команды-песни чрезвычайно велика: каждый командует и сам себе, и одновременно всем остальным, командует даже в том случае, если в данный момент лично не поет, так как “участвует” в песне своими рабочими мускулами»2. Хоровые трудовые песни жизнерадостны, настраивают на веселый лад, полны импровизаций, шуток, каламбуров, достаточно разнообразны и зависят от характера выполняемого труда.

Артель и артельный человек / Сост., введение В. В. Аверьянова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 688 с.

скачать книгу http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=2&id=7718
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author