Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

ФИЛИОКВЕ В БОГОСЛОВИИ СВЯТИТЕЛЯ ЛЬВА I ВЕЛИКОГО ПАПЫ РИМСКОГО

Святитель Лев I Великий (лат. Leo PP. I), — Папа Римский с 440 по 461 г., чей вклад в развитие православного богословия невозможно переоценить. Св. Лев был председателем на IV Вселенском соборе и автором знаменитого Томоса к Флавиану, легшего в основу православного учения о соотношении Божественной и человеческой природ Христа. Отцы V Вселенского собора перечисляют свт. Льва в ряду 12 отцов, чьи труды они используют, принимая все, что «они изложили о правой вере и об осуждении еретиков» (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 37; ДВС. Т. 3. С. 314).

Однако мало кто среди православных христиан знает, что свт. Лев был ревностнейшим сторонником двух догматов, которые в последствии привели к разделению между восточной и западной церквами: учения о двойном исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Филиокве) и примате Папы Римского. Учение свт. Льва о папском примате было разобрано нами в ранее, здесь же приведем цитату, касающуюся воззрений свт. Льва на исхождение Святого Духа:

"<...> Святой Дух также совечен Отцу и Сыну (Ibid. 76. 2), "вечно получая бытие от того, что есть Отец и Сын" (Ibid. 75. 3). Он есть общий Дух Отца и Сына (Ibid. 75. 3; 76. 2) — это отголосок августиновского представления о Духе, как связи в Троице (см.: Фокин 2014. С. 570-588, 623). Непосредственно связано с таким представлением и воспринятое Львом Великим от блж. Августина учение о "двойном исхождении" Святого Духа, основанное, в частности, на том, что Отец в рождении Сына передает Ему свойство изводить Духа, Который "хотя не есть ни Отец, ни Сын, но не отделен от Отца и Сына и как имеет собственное Лицо в Троице, так имеет и единую сущность в божестве Отца и Сына (Leo Magn. Serm. 77. 6) и именно поэтому "исходит от Обоих" (Ep. 15. 1)"[2].


А.А. Королев. Лев I Великий / Православная энциклопедия. Том XL. М.: 2015. Стр. 234.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author