Previous Entry Share Next Entry
Учение Яна Гуса о Церкви
olegchagin
Авторитеты.
Свое учение Ян Гус изложил в «Трактате о Церкви» [1], ссылаясь на авторитеты Аристотеля, свмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина, свт. Исидора Севильского, св. папы Григория I Великого, Пасхазия, Бернарда Клервоского и др.

Что такое Церковь?
Под Церковью вслед за апостолом Павлом Гус понимал дом Господень. Церковью именуются и священники, «принадлежащие к одной материальной церкви, потому что церковь в греческом языке есть собрание, собранное под одною властью» (O Cirkvi. S. 23). Церковь являет собой великое собрание всех народов под единой властью Царя Христа (Мф 25. 31-32).

Глава и тело Церкви.
Гуc утверждал, что Церковь, чьей главой является папа, а телом - кардиналы, не может быть Соборной и Апостольской. В качестве аргумента он ссылался на буллу папы Бонифация VIII «Unam sanctam»: «Церковь не может быть чудовищем, которое имеет две одинаково равноправные главы», следовательно, «имеет... одна Церковь одно тело и одну главу и никогда две главы, как чудовище».

О равенстве епископов.
Гус утверждал равенство епископов всех кафедр, потому что «каждый епископ равен апостольскому наместнику своим священством и хиротонией» (Ibid. S. 125).

Время рождения Церкви.
Относительно времени рождения Церкви Гус придерживался мнения блж. Августина: «Церковь является наивысшим творением, стоящим сразу за Несотворенной Троицей» (Ibid. S. 25).

Церковь земная и Церковь небесная.
Разделяя Церковь на земную и небесную, Гус уточнял, что небесная Церковь «между святыми ангелами остается благословенна и поспевает по надобности на помощь своей части, которая странствует на земле. Всегда та, которая будет одной, связующей вечности, одна является оплотом любви, целиком установлена для того, чтобы чтили Бога. Поэтому ни она целиком, ни отдельная ее часть не может быть почитаема как Бог» (Ibid. S. 25).
Ecclesia Catholica Romana.
Несмотря на осуждение Римской Католической Церковью Гуса как еретика, именно ее он исповедовал единой Церковью Христовой.

Кто принадлежит к Церкви?
Ян Гус ввел понятие «истинная принадлежность к Церкви». «Не следует, - предупреждал Гус, - что все те христиане, которые [находятся] в Церкви... принадлежат к Церкви. Скорее наоборот, часть их принадлежит к Церкви, а часть просто есть в Церкви» (Ibid. S. 34).
«Предопределенными» являются «истинные сыны [Божии], которые есть подобие Божие и по установленному зову святы, ибо были избранными» (Ibid. S. 41).
«Предведенные» - это те, кто находятся в Церкви Христовой временно, которые отпадут от нее как «члены диавольские».
На вопрос, что же делает человека принадлежащим к Церкви Христовой, Гус отвечал, что «...ни одно место или народное избрание не делает человека членом Святой Церкви Вселенской, скорее Божественное предопределение, и это распространяется на каждого, кто настойчиво следует за Христом в любви» (Ibid. S. 24).

Церковь как совокупность предопределенных ко спасению.

Таким образом, «Святая Церковь Вселенская есть одна единственная и является совокупностью предопределенных, [начиная] от первого праведника, [и] учитывая того последнего, который должен быть однажды спасен. [Церковь] включает в полном количестве всех, которые должны быть спасены. Всеведущий Бог, Который «все в меру, на вес и на счет упорядочил», наперед установил, - делал вывод Гус, - сколько людей должно быть в конце спасено» (Ibid. S. 24-25).

Примечание.
[1] «Трактат о Церкви» (Tractatus de Ecclesia) написан Яном Гусом в крепости Кози-Градек в 1413 г. Констанцским Собором (1415), осудившем Гуса, было принято решение, что «Трактат о Церкви» являются еретическим сочинением.

Источник
Диакон Сергий Попов. Гус Ян / Православная энциклопедия. Том XIII. М.: 2006. Стр. 497—498.
Цитаты приводятся по изданию: Jan Hus. O Cirkvi. Praha. 1965

?

Log in

No account? Create an account