Previous Entry Share Next Entry
Pluralia tantum
olegchagin

Pluralia tantum (лат.

«множественное только», ед. ч. plurale tantum) — имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. Формы единственного числа у них попросту отсутствует.

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно–собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой–либо массы вещества (вещественно–собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

В русском языке насчитывается около 600 таких слов. Pluralia tantum, как и Singularia tantum находятся вне общей системы склонений, так как они не имеют падежных форм в единственном числе. Плюралия тантум сочетаются с собирательными числительными (двое, трое и т.п.), находящимися в именительном падеже, и принимают форму родительного падежа: двое пассатижей, пятеро ножниц, шестеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах вместо собирательного числительного используется количественное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками, двух пассатижей.

Singularia tantum (лат. «единственное только», ед. ч. singulare tantum) — имена существительные, которые употребляются только в единственном числе. У них отсутствует форма множественного числа.

1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.

Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;

2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;

3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.

4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Братья Аксаковы, братья Киреевские, род Толстых.

Также можно выделить слова, форма числа которых зависит от смыслового значения слова. Например, слово « долг». В значении денежные средства или другие активы, которые кредитор передаёт заёмщику (дебитору) с условием их возврата в будущем мы можем образовать форму множественного числа: долги. Если же слово принимает значение внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство (например: Воинский долг), то образовать форму множественного числа уже не получится. Нравственные долги...

Со словом выборы то же самое. Мы можем сказать президентские выборы(выбирают президента), а вот президента выбор(выбор президента — будет иметь уже другое значение). Выбор баклажана, но форму множественного числа уже образовать не получится. Выборы баклажана...

Получается, что одни и те же слова могут иметь две формы числа, но в некоторых значениях еще и относиться к плюралия тантум или сингулярия тантум. Во французском и итальянском языках разряды существительных singularia tantum и pluralia tantum были унаследованы из латыни (т.е. уже в латинском языке существовали имена с дефектной числовой парадигмой). В русском языке они образовались в ходе его исторического развития, т.е. в древнерусском языке все существительные могли изменяться по числам.

То есть есть единственное число, множественное, плюралия тантум или сингулярия тантум. Но в списке еще чего–то не хватает...Итак...Знакомтесь, двойственное число.

Двойственное число (лат. dualis) — форма, которая употреблялась обыкновенно для обозначения двух предметов, дополняющих друг друга, т. е. парных по природе (части тела и т. д.) или по обычаю.

Двойственное число существовало и в древнерусском языке (как и в прочих славянских), но рано (XIII век) начало заменяться множественным (хотя существует и по сей день, в отдельных диалектах украинской речи). В XIV веке правильное употребление форм двойственного числа встречается ещё часто, но рядом уже имеются разные вторичные формы, указывающие на забвение первичного значения исконных форм двойственного числа.

В греческом языке двойственное число было рано утрачено в колониях, где ступень цивилизации была относительно выше, но весьма устойчиво сохранялось в континентальной Греции, например в Лакедемоне, Беотии и Аттике.

Утрата двойственного числа — явление сравнительно позднее: предполагают, что это относится к эпохе после образования трех восточнославянских языков, то есть к эпохе XIV — XV вв.

Итак, в истории русского языка двойственное число исчезло, но в современном языке остались его следы.

К ним, прежде всего, относятся формы с ударным окончанием «–а», которые образованы от слов, обозначающих парные предметы: «рога, бока, глаза, берега, рукава». Все они по происхождению являются формами именительного падежа двойственного числа. Именительный падеж множественного числа имел окончание «–и»: «рози, боци, глази, берези, рукави».

Рукав – рукава – рукави.

(Единственное – двойственное – множественное).

Берег – берега – береги.

Подразумевая множественное число, мы ставим эти слова в форму двойственного.

Такой же характер имеют и формы «плечи, колени», которые являются по происхождению формой именительного падежа двойственного числа от слов «плечо, колено» (форма именительного падежа множественного числа была «плеча, колена»).

Сравните у Пушкина: «Умыть лицо, плеча и груди» («Евгений Онегин»).

Форма слова «уши» не объяснима от формы слова «ухо». Поэтому С. П. Обнорский предполагал форму именительного падежа единственного числа – «ушь». В этом случае слово «уши» является формой именительного падежа двойственного числа.

«Окаменевшей» формой двойственного числа является современный предлог «между». По происхождению это местный падеж двойственного числа от существительного «межда» (старославянское соответствие восточнославянскому «межа»).

Счетное слово дъва(два) по происхождению – прилагательное. Оно сочеталось с существительными, которые стояли в двойственном числе. Само слово дъва также употреблялось только в двойственном числе и имело окончания двойственного числа местоименного склонения твердого варианта:

двою — и дву–. Это можно заметить на словах: двоюродный брат и двуглавый орел, двуличный человек(конечно это не все слова с формой двойственного числа числительного два). Теперь прочитайте заголовок поста...

Позже основа дъву — стала восприниматься как общая основа (ср. двужильный). Следы старой формы сохранились, например, в словах двоюродный, обоюдный, обоюдоострый. Двойственное число утратилось приблизительно к XIV – XV вв. и заменилось множественным

числом.

Примечание. Отсутствие форм мн. ч. у существительных singularia tantum не означает невозможности образования у них форм со значением и внешними признаками мн. ч. В специальной литературе указывается, что слова singularia tantum могут быть определены как существительные с потенциально полной парадигмой (ед. и мн. ч.), но у них нормально употребляются только формы ед. ч. Формы мн. ч. существительных singularia tantum отмечены в художественной литературе, особенно в поэзии:

Хватит с меня этих отдыхов! (Бунин);

Колорит, развернутый приятелем, был отличный: в бархатах Тинторетто перекликались синевы Веронезе (К. ПетровВодкин);

Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце (Цвет.);

Он создал тысячи диковин И может не бояться стуж (Пастерн.);

Земля! зеленая планета! Ничтожный шар в семье планет! Твое величье – имя это, Меж слав твоих – прекрасней нет! (Брюс.);

Сиплые низкие ревы пароходных гудков (Ю. Казак.).


?

Log in

No account? Create an account