Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

ДНК-тесты типа 23andMe

Сегодня уже бесспорно, что большая часть индивидуального и социального поведения наследуется – т.е. подвержена генетическому влиянию и не полностью программируется социальными факторами.
Более того, революционным прорывом в знаниях о наследственности стало открытие, что естественный отбор продолжается и, возможно, даже ускоряется в последние 10К лет после аграрной революции.
Наследственность - доля вариации признака в популяции, которая объясняется генетическими различиями, колеблется:
— от примерно 1/3 - для религиозности,
— 2/3 для персональный качеств, уровня образования и даже дохода,
— до примерно 3/4 для IQ.
Генетическое влияние на поведение человека настолько широко распространено, что привело психолога Эрика Туркхаймера к формулировке «1го закона генетики поведения»: все черты человеческого поведения наследуются (его 2й закон идет еще дальше, утверждая, что в формировании поведения гены сильнее семьи и среды).

Наследственная предрасположенность к заболеваниям уже широко известна. Те, кто еще не используют ДНК-тесты типа 23andMe, зря рискуют и поступают глупо. Они пренебрегают знанием наиболее вероятных заболеваний (от язвы до психзаболеваний и рака), которые врачи еще не обнаружили у них или их детей. А зная где упадешь, есть шанс подстелить соломку.

В отличие от наследуемых заболеваний, с интеллектом получалось сложно:
- слишком много факторов на него влияют;
- и сильно попахивает всякими теориями врожденного превосходства.
Поэтому решили не дразнить гусей и политкорректно исследовать влияние наследственности на уровень образования, которое получит человек (в количестве лет: неполная или полная школа, техникум, вуз, аспирантура …).
Ну а если без политкорректности, то и ежу ясно, - такой полигенный показатель склонности к образованию напрямую характеризует когнитивный потенциал личности.

Впервые корреляция полигенного показателя склонности к образованию была выявлена в двух масштабных исследованиях по поиску полногеномных ассоциация (GWAS), проведенных в 2006. Тогда были выявлены 74 варианта участвующих в развитии мозга генов, имеющих прогностическую ценность для прогноза уровня образования.

Новое исследование, данные которого только что опубликованы (1М+ участников из 15 стран), дало феноменальные результаты:
1) выявлены 1271 вариант участвующих в развитии мозга генов, связанных с межнейронной коммуникацией и секрецией нейротрансмиттеров;
2) построена биохимическая архитектура и схема функционирования мозга при формировании индивидуальных качеств, влияющих на уровень образования;
3) прогностическая сила этой архитектуры определяет 11-13% генных вариаций, влияющих на уровень образования, что уравнивает ее с прогностической силой демографических факторов (таких, как доход домохозяйств, образование родителей и т.д.)

Авторы предупреждают, что:
— «наличие низкой полигенной оценки абсолютно не означает, что кто-то не достигнет высокого уровня образования»;
— и «что амбиции, семейная ситуация, социально-экономический статус и все остальное – в сумме играют большую роль, чем гены».
Т.е. это все вероятностные оценки, варьируемые в разных условиях окружающей среды.

Мы все это понимаем.
Но ведь и предрасположенность к заболеванию, определяемая ровно таким же методом, - тоже вероятностная оценка и тоже не означает, что у конкретного человека это заболевание обязательно появится…

И все же лучше заранее знать вероятностную оценку способностей ребенка к образованию, спорту, музыке ... при определении его в спецшколу или секцию, вкладываясь в репетиторов для поступления в ВУЗ и т.д. и т.п.

https://www.sciencedaily.com/releases/2018/07/180723142848.htm

https://www.nature.com/articles/s41588-018-0147-3.epdf?author_access_token=mOl3bhpk8c_xDeys2HqzLtRgN0jAjWel9jnR3ZoTv0Nqad92v-7y1ilkmPqR7KMJHDW55vpz34OKXMkmhVwlgvPoaqODhnDKkVq1UFW2F8gQupoTN2ZHfreXqFs1jFbMOR4l0MzK7mNxPA9U6Agilg%3D%3D
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author