Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ: МНЕНИЯ ТРЁХ ВЫПУСКНИКОВ

После окончания школы отношение к преподавателям меняется. Если педагог не делает поблажек, класс его не любит. Однако потом, когда дети выпустились, они могут благодарить учителя за строгость.

Именно абитуриенты — из-за беспристрастности и честности — правильно оценивают преподавателей. Им уже незачем просить учителя быть мягче: они понимают, что временами приходится вести уроки жёстко. Мы опросили несколько выпускников и узнали, какие качества они считают самыми важными.

Павел, 20 лет, программист:

«Учитель — профессия крайне сложная, потому что работаешь с заготовкой человека. От слов и действий зависит, какой человек вырастет. Всё сказанное мозг ребёнка усваивает как идеологию: нужно быть максимально осторожным и плюралистическим в серьезных вопросах, которые он будет задавать нередко.

Слова будут влиять на его психологический портрет. Суровый учитель часто делает девочек неуверенными в себе, а мальчиков — бунтарями. Впрочем, возможен и полярный исход, который ничем не лучше. Педагог должен быть крайне тонким психологом. Я сейчас говорю не о педагогической психологии, которая работает реже, чем никогда, я говорю об анализе личности.

Учитель должен быть кладезем знаний, в который желающие с удовольствием нырнут. Часто кажется, будто преподаватели в школе читают прямо из учебника, а этого мало.

В итоге: учитель должен обладать тремя главными качествами: плюрализмом (идеологической корректностью, чтобы не навязывать детям лишнего), знанием практик психологии личности и умением их применять, а также большей осведомленностью в предмете, чем та, которую предполагает школьная программа».

Антон, 24 года, юрист:

«Скажу честно: я не знаю, каким должен быть учитель. И пытаться рассказать, что вот он должен быть умным, чутким, мудрым лидером — это глупо, потому что это и так каждый учитель знает. Ни одного из них это не сделало лучше.

Расскажу историю про своего учителя, который был классным парнем.

Он преподавал у нас историю — замечали, что многие историки классные? — и обществознание. Он никогда не говорил умных вещей, вот совсем. Ни терминов не называл, ни мудрствовал. Довольно просто и доходчиво объяснял. Руки мелом испачкать не боялся. От него я впервые узнал, что карты, оказывается, можно рисовать приблизительно и на них самое главное передать суть, а не форму.

Как-то раз мы снова ушли в разговорах с темы урока куда-то вдаль. И он выдал фразу, которая мою жизнь на семьсот двадцать градусов повернула: «Вот идёшь по дороге, видишь ветку — убери её, сорок грехов тебе спишется». Конечно, он осознавал, что это не так, что подсчётом грехов никто не занимается, но понятно, к чему я веду.

Потом, когда я уже немного подрос в школе — это было классе в одиннадцатом, наверное, — взял он классное руководство над одними ребятами. Он не боялся ругаться с другими учителями за своих и говорить кому-то в лицо, что тот неправ. Обижался на свой класс, если он плохо себя вёл.

Человек он. Хороший такой человек».

Ольга, 22 года, студентка факультета компьютерных наук.

«Считаю, что самое важное качество у преподавателей, — риторика. Она должна совмещать в себе и постановку речи, и объяснение мировоззрения, и ораторское искусство. Дети и подростки больше заинтересованы впитывать правильно поданную информацию, нежели горсть научных статей. Это помогает учителям раскрываться. Следующий пункт — специализация и объём знаний. Да, безусловно, учителя должны углубляться в предмет, чтобы считаться профессионалами, но не стоит отбрасывать другие дисциплины: любая допущенная ошибка откладывается в памяти обучаемых. Из-за этого следующее необходимое качество — постоянное расширение кругозора».

Автор статьи: Гильмиев Азат
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author