Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Готов к труду и обороне?

Традиции и история физкультурно-спортивного комплекса

Демографическая ситуация в стране ясно демонстрирует недостаточность количества и качества квалифицированных потребителей спортивно-оздоровительных услуг.

Кроме того, люди, исповедующие потребительские принципы в своей жизни недостаточно квалифицированы как потребители товаров и услуг. Так, в частности потребление в сфере здорового образа жизни явно недостаточно. Для восполнения этого недостатка и был создан физкультурно-спортивный комплекс. В то же время многие люди, имеющие прямое отношение к физкультурно-спортивному и физкультурно-оздоровительному бизнесу недостаточно ясно представляют себе разницу между физкультурно-спортивным комплексом и комплексом ГТО, долгое время являвшимся стержнем, на который была нанизана массовая физкультурно-спортивная работа в стране.

Говоря о готовности к труду и к обороне, мы понимаем, что речь идет о будущем страны. Воспитание подрастающего поколения в готовности к жизненным невзгодам обозначает возможность сохранения народа в будущем. Быть готовым к труду и обороне, значит быть здоровым и умным, честным и сильным, добрым и упорным. Создание такого населения есть задача правительства, исполненного решимости продлить вверенный его попечению народ в вечности. Правительство, решившееся на такой шаг, безусловно, будет поддержано народом и будет прославлено в веках.

Велики трудности на пути внедрения ГТО. Одно дело внедрять в стране, где население страны помнит о перенесенных трудностях недавних первой мировой и гражданской войн. Где почти каждый мужчина в недавнем прошлом на личном опыте знает необходимости такой готовности. Где каждая женщина в выборе судьбы принимает во внимание наличие такой готовности у своего избранника. В стране дело готовности к сохранению государства и народа является важной составной частью общественной атмосферы, пронизывает собой все стороны жизни. В этом случае внедрение и использование системы ГТО не просто пользуется всенародной поддержкой, но и в каждом конкретном месте проходит под негласным, но бдительным контролем всего населения. Каждый, кто готовится к труду и обороне чувствует этот контроль и поддержку не только со стороны тренеров и учителей, но и со стороны родных и близких, друзей и подруг, знакомых и даже незнакомых случайных свидетелей его усилий. Некоторое значение имеют и усилия средств массовой информации. Важность дела подчеркнута не только словами, но и интонациями в печатной продукции, в выступлениях политиков, общественных деятелей, работников образования, в произведениях искусства. Готовность к труду формируется в условиях, когда труд есть дело чести и высочайшего достоинства человека. Когда человек труда творит облик страны, ставшей примером для всего развитого творческого в высочайшем смысле этого слова населения мира, когда нет сомнений в собственной необходимости для Родины у каждого трудящегося, когда востребованность творческого труда поддержана усилиями государства, общества и каждого, кто рядом – в этих условиях могут ли возникнуть сомнения у юного члена общества? Готовность к обороне зиждется не только на физической подготовке призывника, но и на том внимании, которое государство уделяет к армии. Армия, как часть народа, как общественный институт консолидации этого народа является для молодежи мощным аттрактантом, и, рассматривая себя в качестве части этого единства, мужчина с детства оценивает себя с точки зрения годности для обороны страны.

Обеспечивает ли введение комплекса ГТО в практику системы образования достижения поставленных целей в полном объеме? Безусловно нет. Требуется большая работа по изменению общественного мнения о собственной стране. Готовность к труду и обороне немыслима без гордости за свою страну, свой народ. Механическая физическая готовность к выполнению упражнений любой сложности и степени нагрузки может быть ослаблена или усилена доминантой общественной значимости этой деятельности.

Прежде всего, необходимо, чтобы все, причастные к внедрению комплекса ГТО выглядели в глазах юного поколения как небожители, достойные подражания. Для этого надо использовать тот престиж, который обрела система образования за время реформ последних лет (никакой другой точки отсчета у нас нет). Школа должна стать главным местом в каждом населенном пункте. Школа – место, где учат готовности к труду, обороне и другим значимым сторонам жизни. Сохранение народа в будущем – главная русская идея, так же как любая национальная идея содержит в себе именно эту цель, все прочие цели – второстепенны по отношению к этой. Внедрение системы ГТО могло бы стать первым шагом на этом пути.

Безопасность страны требует отношения к обучению подрастающего поколения как к важнейшему делу в государстве. Школа – главный приоритет государства, градообразующее предприятие в каждом населенном пункте. Учитель и ученики – на полном государственном обеспечении. Сюда входит медицинское обслуживание школьников, питание, стандарты на продукты питания для школьников, гарантированные всей мощью государства. Требование использования технологий обучения не наносящих вреда здоровью – как чрезвычайный закон. Раздельное обучение мальчиков и девочек имеет обоснование как физиологическое, так и нравственное, необходимо для формирования готовности к труду и обороне.

Полноценная готовность к труду обеспечена формированием трудовых навыков с использованием современных технологий. Выпускники школ должны быть в состоянии обслуживать свое жилище, владеть навыками вождения простейшей техники (мотоцикл, карт, багги, летательный аппарат и т.п.), строить простейшие сооружения (теплицы, землянки, мостики через ручейки и т.п.), осуществлять техобслуживание машин, станков, механизмов, их текущий, средний и капитальный ремонт. Для этого необходимо насытить школу преподавателями труда, владеющими мужскими специальностями. Конструирование механизмов собственных конструкций должно поощряться особо. Девочек необходимо научить навыкам младшего и среднего медперсонала, приготовлению пищи, шитью и ношению национальных одежд, национальным танцам (нам так необходимо противопоставить хотя бы простейшие методы восстановления отношений между народами нашей многонациональной страны).

В сельской местности школы должны взять на себя роль сортоиспытательных участков и племенных станций. Естественно, для этого потребуются соответствующие специалисты в каждую школу.

Все эти виды деятельности должны осуществляться не только и не столько в урочное время, но и в неурочное. Необходимо, чтобы при этом старшие учили младших. При этом школьники научатся простейшим педагогическим навыкам, необходимым как в семейной жизни (для девочек), так и на военной службе (для мальчиков). Более того, формирование коллектива и поддерживание правильных отношений в нем возможно только там, где есть заведомо слабые и нуждающиеся в опеке. Готовя к обороне надо готовить не только к физическим лишениям, но и к боевому товариществу. Школа должна быть местом, куда школьников тянет непреодолимая сила, откуда нет желания уходить. Школа – центр жизни общества, центр формирования коллективизма как принципа жизни.

Особое внимание к информационным технологиям. Каждое соприкосновение школьника с компьютером должно осуществляться так, чтобы гарантировать кибербезопасность страны. Научить школьников использовать компьютер как источник информации, обучить элементарным принципам защиты от психологического воздействия противника, уметь управлять беспилотными наземными, летательными и водными аппаратами, создавать таковые из подручных материалов. Начальная военная подготовка должна включать в себя компьютерное моделирование ведения боевых действий с использованием современного оружия, изучение известных сражений прошлого, моделирование фантастических сражений с использованием фантастического оружия. Готовность к кибервойнам регулярно проверять с использованием командно-штабных и натуральных игр.

Начальная военная подготовка требует преподавателей, знающих толк в военном деле, имеющих практический опыт, патриотов своей страны и народа. Мало научить школьника элементарным навыкам владения оружием, тактике боя на местности, умению сохранить боеспособность в разное время года, суток, в различных климатических зонах. Мало знать тактические, психологические, технические возможности вероятного противника и уметь противопоставить ему свои силу, ум, знания. Надо быть уверенным в своей правоте в каждую секунду боя и жизни, память о великих предках и их победах дает эту уверенность. Психологическое подавление противника в настоящее время стало важнейшим фактором ведения боевых действий. Изощренность этого фактора в настоящее время такова, что войны практически выигрываются еще до начала непосредственно боевых действий, а порой и без таковых. Повысить устойчивость к этому воздействию можно, дополнив чувство правоты практикой использования логических операций. Такую практику дает, например, игра в шахматы. Включение шахмат в школьную программу как обязательный предмет даст школьникам такую практику.

Пора пресечь отношение к физической культуре как к предмету, обозначенному в расписании как «физ-ра»! Это ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Физическая культура как подготовка школьника к освоению любых двигательных навыков, которые могут понадобиться в процессе труда и обеспечения обороны страны, должна дополняться доскональным изучением всех тонких подробностей избранного вида спорта. Школьных преподавателей надо готовить так, чтобы они не боялись сделать из школьников мастеров спорта. Количество часов, отведенных на этот предмет в школе, для этого достаточно. Недостаточно оснащение школ? Это дело государства, обеспечить школы всем необходимым для развития детей, для обеспечения будущих трудящихся и защитников. Бассейн, стадион, спортзал в каждой школе – невелики расходы.

Готовность к труду и обороне подразумевает готовность к мобилизации сил, следовательно, мобилизационная политика в образовании вполне оправдана. Это значит, вся страна, все граждане и организации обязаны принимать участие в реализации программы ГТО. Уклонение должно рассматриваться как антипатриотический акт, препятствование – как государственное преступление. Реализация программы ГТО проводится как составная часть реализации национальной идеи, и, соответственно требует национализации образования. Национализация образования – значит каждый гражданин должен не только осознать свою причастность к ГТО, не только выполнять нормативы ГТО, но и участвовать в руководстве ГТО в школе, через сформированные и активно действующие родительские комитеты. На этапе формирования родительских комитетов необходима планомерная активная информационная кампания.

Все это, разумеется, является лишним при внедрении физкультурно-спортивного комплекса для формирования квалифицированных потребителей.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author