Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

«...но для обмана изобрел это дьявол, отдаляя мало-помалу пользующихся (сим) от Бога»

Наибольшие же нарекания духовенства вызывали всевозможные зелья, в том числе наговорные. Дело в том, что в древних культурах, по мнению А. К. Байбурина, «усвоение услышанного мыслится как вполне физиологический процесс поглощения, проглатывания... Проглатывание „наговорного зелья“ — один из наиболее распространенных приемов в традиционной медицине у многих народов, когда вместе с питьем проглатывается и заговор, причем слова являются главным компонентом „лекарства“. С идеей усвоения — проглатывания слова связана, вероятно, традиция поглощения жертвы (жертвенного напитка), над которой произносятся сакральные формулы...» [123].

Впрочем, лечебное средство могло быть и наружного применения, как в написанной в XVI в. истории об исцелении муромского князя Петра девой Февронией, которая снабдила его «кисляждью» для помазания ран. Но, передавая свое зелье, знахарка на него дунула, поскольку и наружное лекарство должно было нести в себе магическое начало, иначе оно не смогло бы избавить князя от струпьев. Ведь причина болезни крылась в колдовской силе крови, брызнувшей на Петра из тела поверженного им летающего змея. [124]

Однако в глазах церкви ни само лекарство, ни произнесенный над ним волшебный текст, даже включавший христианские формулы, не могли служить альтернативой Божьей воле. Это со всей очевидностью выявлял в первой половине XV в. эфесский митрополит Иоасаф, писавший, что «хотя в волшебстве и призывают имена святых, но для обмана изобрел это дьявол, отдаляя мало-помалу пользующихся (сим) от Бога» [125]. Не случайно в поздних списках «Сказания о Петре и Февронии» (конец XVII — XVIII вв.) магический элемент лечения и само зелье исчезли, уступив место молитве. [126]

Примечания:

[123] Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре... С. 208.

[124] Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 47, 75, 95-99, 213.

[125] Цит. по: Барабанов Н. Д. Византийская церковь и феномен филактериев. Итоги противостояния // Славяне и их соседи. Вып. 11. Славянский мир между Римом и Константинополем. М. 2004. С. 175.

[126] Повесть о Петре и Февронии. С. 215, 231, 245, 256, 269, 281, 291, 300, 309, 319.

Текст и примечания приводятся по изданию:

Грузнова Е. Б. На распутье Средневековья: языческие традиции в русском простонародном быту (конец XV — XVI вв.). — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. С. 67–68.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author