Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

ЗНАЛ ЛИ АВТОР ЕВАНГЕЛИЯ ФОМЫ СИНОПТИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ?

Евангелие от Фомы отличается от любого другого текста Евангелия, и было загадкой с момента его открытия в библиотеке Наг-Хаммади в 1945 году. Не имея какого-либо повествования вообще, его 114 речений трудно понять.

К 1977 году, когда 12 томов, содержащих библиотеку Наг-Хаммади, были впервые опубликованы на английском языке, ученые ссылались на эти 52 текста как на гностические. Но что это значит? По словам ученых, которые первыми начали работать с Евангелием от Фомы, текст содержит два гностических элемента. Во-первых, он предположительно содержит «скрытые» или «тайные» знания (греч., гнозис), которые, если их правильно понять, могут привести проницательного читателя к спасению. В классической формулировке немецкого ученого Ханса Йонаса "Гностическая религия" (1960), гнозис - это спасительное знание своего духовного происхождения. В Евангелии от Фомы говорится о том, что гнозис является его главной целью: "Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти" (ЕвФом 1). Во-вторых, в Евангелии от Фомы Иисус ведет себя иначе, чем в канонических Евангелиях. Он дает очень странные советы, и нет никакого рассказа о его распятии и воскресении. Еще более удивительно, что Иисус в Евангелии от Фомы говорит о том, что читатель, который обретает надлежащий гнозис, на самом деле становится не христианином, а Христом. Вместо того, чтобы верить в Иисуса, читателям рекомендуется искать своего внутреннего Христа, чтобы найти спасение.

Очевидно ли, что Евангелие от Фомы является гностическим текстом? Не будем торопиться. Прежде всего, ученые недавно опровергли такую категорию как гностицизм, отметив, что термин был изобретением XVII века и никогда не существовал в античности. Прилагательное "гностический" не означало ничего таинственного или подрывного для античных людей, потому что различные писатели (в том числе, известный христианин третьего века Климент Александрийский) использовали его для описания самих себя. Тем не менее, многие христианские тексты второго века имели гнозис в качестве своей цели.

Но есть еще одна проблема с признанием Евангелия от Фомы гностическим. Основываясь на его текстовых особенностях, многие ученые датируют это евангелие также рано, как и Евангелии от Марка. Евангелие от Фомы имеет многие схожие речения с новозаветными Евангелиями, но с менее переработанным текстом и отсутствием повествовательных рамок. Например, Иисус сравнивает Царство Божье с горчичным зерном (ЕвФом 20). В синоптических евангелиях содержится более длинная версия того же речения: каждый писатель добавляет несколько подробностей о природе дерева и о птицах, которые вьют гнезда на нем (Мф 13:31; Мк 4:30-32; Лк 13:18-19). Согласно правилам критики форм, которые утверждают, что короткие речения имеют тенденцию становиться более продолжительными с течением времени, речения Евангелия от Фомы могли быть написаны ранее, чем те же самые синоптические речения. Возможно, Евангелие от Фомы было прото-евангелием или даже источником наших канонических евангелий. В таком случае это был бы единственный гностический христианский текст первого века - практически все остальные христианские тексты, целью которых является гнозис, второго-третьего веков.

В последнее время такие ученые как Марк Гудакр и Саймон Газеркоул утверждают обратное, что речения Евангелия от Фомы являются сокращенной версией более ранних, канонических евангельских речений. Нет убедительных доказательств того, что короткие евангельские речения с течением времени становились все длиннее. Возможно, автор Евангелия от Фомы чувствовал, что было приемлемо опустить некоторые детали, - например, о тени, отбрасываемой горчичным деревом, - чтобы добраться до смысла притчи. Эта теория передвигает дату Евангелия от Фомы гораздо позже, вероятно, во второй век. Это поддерживает аргумент о том, что Евангелие от Фомы является гностическим, так как это был период, в котором многие так называемые христианские гностические тексты, по всей видимости, писались и распространялись. Многие из этих текстов имеют характерную идею: самопознание является спасительным. Как говорит Иисус в Евангелии от Фомы: "Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого" (ЕвФом 3).

Статья Nicola Denzey Lewis, “Was the Gospel of Thomas Gnostic?” взята с сайта Bible Odyssey (www.bibleodyssey.org) и переведена сообществом Библеистика [Biblical studies]. Ссылка на перевод: https://www.facebook.com/notes/библеистика-biblical-s..

Примечание. Приведём также мнение Р. Бокэма касательно знакомства автора Евангелия Фомы с синоптическими:

"Более поздние определения Евангелия от Марка как записи проповедей Петра – в «Каноне Муратори» 600 , у Иринея Лионского, Климента Александрийского, в так называемом антимаркионитском Прологе к Марку – возможно, отражают точку зрения Папия и не являются независимыми свидетельствами о широко распространенной традиции. Однако есть два любопытных примера, в которых, возможно, такие свидетельства содержатся. Мы в этом не уверены – однако эти примеры стоит обсудить, поскольку они, как правило, в этой связи не упоминаются.

Один из них – речение 13 из Евангелия от Фомы:

Сказал Иисус своим ученикам: «Сравните Меня с кем-нибудь и скажите, кому Я подобен».Симон Петр сказал Ему: «Ты подобен праведному ангелу».

Матфей сказал Ему: «Ты подобен мудрому философу».

Фома сказал Ему: «Учитель, уста мои не в силах вымолвить, кому Ты подобен».

Иисус сказал ему: «Я – не учитель тебе, ибо ты пил из того же источника, из которого я черпаю».

И Он отвел его в сторону и сказал ему три слова.

И когда вернулся Фома к своим товарищам, они спросили: «Что сказал тебе Иисус?»

Фома сказал им: «Если я скажу вам одно из тех слов, что Он сказал мне, вы схватите камни и бросите их в меня. И выйдет огонь из камней и попалит вас».

В этом отрывке характеристики Иисуса, данные Петром и Матфеем, явно сравниваются с признанием невыразимой природы Иисуса, сделанным Фомой, причем первые обличаются за заблуждение и недостаток проницательности. Но почему на эти роли выбраны Петр и Матфей? Появление Петра легко объяснить тем, что он был среди апостолов ведущей фигурой, непререкаемым авторитетом для «ортодоксальных» христиан, от которых аудитория Евангелия от Фомы стремилась отделиться. Но почему Матфей? Матфей был бы одним из самых малоизвестных апостолов, если бы не его Евангелие. Речение Евангелия от Фомы, по всей видимости, указывает на существование Евангелия от Матфея и его атрибуцию Матфею. Однако, приводя мнение Матфея об Иисусе, оно, несомненно, стремится принизить значение его Евангелия и утвердить превосходство Евангелия от Фомы, речения которого исходят от Фомы. Это подтверждается тем, что сравнение Иисуса с «мудрым философом» вполне уместно как ссылка на Евангелие от Матфея. Ни в одном другом Евангелии нравственное учение Иисуса не отражено так подробно, как у Матфея. Этика в Древнем мире считалась достоянием философов, и такой учитель нравственности, как Иисус у Матфея, мог быть назван «мудрым философом». Автор самого же Евангелия от Фомы крайне мало озабочен этикой.

Если Матфей в этом эпизоде олицетворяет Евангелие от Матфея, то очень вероятно, что Петр олицетворяет Евангелие от Марка. Утверждение Петра, что Иисус «подобен праведному ангелу», здесь, по-видимому, сознательно подставлено на место исповедания Петра в Мк 8(«Ты Мессия»), поскольку автор Евангелия от Фомы не интересуется ни Еврейской Библией, ни иудейскими мессианскими чаяниями. Выражение «праведный ангел» может попросту отражать ярко выраженную сверхъестественную природу Иисуса у Марка. Или же, быть может, это неверное истолкование библейской цитаты, с которой начинается Евангелие от Марка: «Вот, я посылаю Ангела Моего пред Лицем Твоим» (1:2), где «ангел» означает просто «вестник» (angelos). Возможно, автор речения 13 из Евангелия от Фомы ошибочно отнес эти слова не к Иоанну Крестителю, а к самому Иисусу.

То, что большинство ученых не замечает этих ссылок на Евангелия от Матфея и от Марка в речении 13 Евангелия от Фомы, возможно, отчасти связано с убеждением многих исследователей, что Евангелие от Фомы не зависит от канонических Евангелий. Не будем здесь вступать в дискуссию по этому вопросу; отметим только, что, каковы бы ни были в большинстве случаев источники речений Иисуса в Евангелии от Фомы, данное речение очень похоже на сочиненное специально для этого произведения с целью возвысить его над «ортодоксальными» Евангелиями от Матфея и от Марка. Оно демонстрирует всего лишь, что последний редактор Евангелия от Фомы эти Евангелия знал.

К сожалению, специалисты продолжают ожесточенно спорить о датировке Евангелия от Фомы в известном нам виде (а также о датировке гипотетических ранних версий), и, следовательно, остается очень трудно определить дату создания этого речения. Многие ученые полагают, что это произведение современно книге Папия или даже старше ее – в таком случае перед нами независимое от Папия свидетельство ранних представлений о тесной связи Петра с Евангелием от Матфея. Однако, учитывая нынешнее состояние изучения Евангелия от Фомы, этот вопрос вряд ли удастся однозначно разрешить"

Р. Бокэм. Иисус глазами очевидцев. Цит. по: azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisus-glazami-ochevidtse..
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author