Previous Entry Share Next Entry
Ольга Васильева: промежуточные итоги
olegchagin

Лето в образовательном мире – это не только долгожданные каникулы, это еще и подведение итогов.

Причем, не только у школьников и студентов. Анализируют свою работу учителя: в чём несомненный успех, а где допущены ошибки… Отчитываются чиновники от образования – ведь результаты ЕГЭ, это, отчасти, результаты их работы.

Ольга Васильева была назначена министром образования указом Президента России от 19 августа 2016 года. Можно сказать, что на новом посту она проработала целый учебный год – и теперь самое время подвести промежуточные итоги этой работы: результаты, достигнутые на самых разных направлениях деятельности министерства и министра. Что сделано, что предстоит сделать, оправдались ли ожидания и чем обернулись принятые решения.

ОПАСЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ

Несмотря на то, что соцопросы признали Дмитрия Ливанова, занимавшего этот пост до Ольги Васильевой, самым непопулярным министром в стране, назначение нового министра образования общественность встретила настороженно. Ей ставили в укор религиозную жизнь - работы по истории церкви, дружбу с Патриархом Кириллом. В СМИ и блогосфере высказывались предположения, что с ее приходом православная церковь ещё глубже внедрится в жизнь российских школ, вплоть до обязательного чтения молитв перед уроками и введения «Закона Божьего» в качестве отдельной дисциплины. Опасались также, что приход Ольги Васильевой на ответственный пост затормозит, а то и вовсе прекратит реформы на ниве образования. Прошёл учебный год. Прошли и почти прекратились слухи о том, что в российских школах появится новая дисциплина – «Основы православной культуры». Такой предмет в школьное расписание так и не вошел. Что касается курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для четвёртых и пятых классов, то его действительно планируется расширять и уделять ему больше учебных часов. С точки зрения нового министра ОРКСЭ – культурологическая дисциплина, которая поможет формированию и укреплению «нравственных основ личности». А воспитанию в школьных стенах министр образования придаёт огромное значение.

Если же говорить о реформах и инновациях, то, по мнению Ольги Васильевой, далеко не все они оказались успешными, столкнувшись с российской действительностью. Новый министр считает, что надо обратить внимание на старые традиции образования, не отбрасывать опыт советских школ, когда-то считавшихся лучшими в мире. Однако тем, кто опасается полного возврата к советской образовательной системе, беспокоиться не стоит: контрреформации не будет. Просто современные направления развития будут ещё раз пересмотрены, с обязательным учетом опыта и знаний «былых времен». Да, «не все реформы одинаково полезны», видимо, считают в Министерстве образования, вновь сформированном Ольгой Васильевой. Так, процесс реорганизации вузов, с помощью которого их количество за два года упало с 2486 до 1450, был приостановлен. Тем не менее, те уже «укрупненные» академии, университеты и институты в обратном порядке расформировываться не будут.

ЧТО БУДЕТ С ЕГЭ ?

В свое время российская образовательная система пережила серьёзное потрясение: отказ от выпускных и вступительных экзаменов и переход на ЕГЭ. Специалисты считали, что новая система поможет снять ряд противоречий и несоответствий при поступлении в высшие учебные заведения. Российское образовательное пространство в течение 15 лет проходило адаптацию под систему ЕГЭ. За это время выяснилось, что Единый госэкзамен, действительно решая некоторые проблемы, тем не менее создает новые:

• Стресс, который сопутствует подготовке и сдаче ЕГЭ приводит к нервным срывам у школьников даже чаще, чем было при «обычных» экзаменах

• Неясность и неравномерность некоторых тестовых заданий: они то слишком сложные, то слишком легкие

• Коррупционные схемы, которые, ожидаемо, добрались и до системы ЕГЭ

• Огромные суммы, которые приходится выделять на ЕГЭ из бюджета

Ольга Васильева, едва заступив на пост министра образования, о ЕГЭ отзывалась неодобрительно. И это вызвало некоторое напряжение в образовательных кругах – с трудом перестроившись на новую систему, педагоги, родители и школьники с ужасом представляли себе обратный процесс «возвращения к истокам». Так вот, обратного процесса – не будет. В современных условиях взять и отменить ЕГЭ уже невозможно. Однако количество тестовых заданий будет уменьшено, а творческая составляющая экзамена – усилена. Так, уже в 2017/2018 учебном году в тестовом режиме появится устная часть в ЕГЭ по русскому языку и по литературе. Ведь правильно поставленная грамотная речь – один из показателей эффективности уроков словесности. И если не так давно ввели устную часть на экзамене по иностранному языку, странно было бы оставить без внимания родной язык. В обозримом будущем ожидается также введение устной части и по другим предметам гуманитарного цикла – по истории, обществознанию…

По мнению нового министра образования, поступать с ЕГЭ нужно следующим образом: взять из этой системы все полезное и развивать образовательную систему дальше. Она полагает, что внеурочное время школьника никоим образом не должно быть посвящено «натаскиванию» к Единому госэкзамену. Это – время для творчества, общения, формирования характера. Ольга Васильева уверена, что, если школьная программа преподавалась должным образом, никаких проблем с ЕГЭ у выпускника быть не должно. Тем не менее, она считает, что по некоторым дисциплинам необходимы внутренние экзамены при поступлении в вуз – и, возможно, такие экзамены будут введены уже в новом учебном году.

АСТРОНОМИЯ: ad astra per aspera

И еще одно новшество – в 2017/2018 учебном году в школы снова вернется предмет «Астрономия». Она исчезла из школьного расписания в 2009 году, сократившись до 4-5 часов в рамках общего курса физики. Результаты не заставили себя ждать: массовая астрономическая безграмотность в среде школьников. Некоторые из них уверены, что Солнце вращается вокруг Земли или путают астрономию с астрологией. Решено – возвращать астрономию необходимо. Однако на пути её триумфального возвращения выявлен ряд препятствий. Прежде всего – изменения, произошедшие с образованием за «безастрономическое время». Когда-то курс астрономии был венцом всего цикла естественно-научных дисциплин. С тех пор старшая школа стала профильной и отдельный курс астрономии может не достигнуть своей цели. И еще - подготовка к ЕГЭ сегодня требует всего времени старшеклассников, и некоторые преподаватели-«физики» признаются, что, если бы не два-три экзаменационных вопроса «про Кеплера», они бы использовали «астрономическое» время для повторения материала по физике.

Да, время старшеклассников – на весь золота. Как напряженное расписание вместить еще и астрономию ? Ольга Васильева уверена, что с этим не будет затруднений, стоит просто отдать для этой дисциплины часы, выделенные на второй иностранный язык. А те, кому действительно нужен второй иностранный – могут изучать его в факультативном порядке.

ОБРАЗОВАНИЕ – ЕДИНОЕ ДЛЯ ВСЕХ !

Сегодня в Российской Федерации проходят обучение 15 миллионов школьников. Ольга Васильева поставила перед образовательными структурами задачу сделать так, чтобы всем школьникам учиться было комфортно. Для этого нужно строить новые школы, чтобы уйти от двусменной системы. В этом году запущен приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников», который будет обеспечивать работу по этому направлению.

Новый министр не раз утверждала, что программы инклюзивного обучения, которые вводятся в школах, не приведут к ликвидации коррекционных учебных заведений. Но и «обычная школа» становится более комфортной для детей с особенностями в развитии. С 1 сентября 2016 года все школы адаптируются для детей с ограниченными возможностями, согласно ФГОС для обучающихся с ОВЗ. На сегодняшний день необходимые условия созданы уже в 10 тысячах учебных заведений. И это только начало процесса.

По мнению Ольги Васильевой, в школах нужно не только создавать комфортную для всех среду, но и возвращать специалистов, ставки которых ранее были упразднены. Например – логопедов. Согласно данным статистики, фонематические проблемы, которые имеются сегодня более чем у половины первоклассников, может помешать им осваивать новые знания.

Помехой может стать и разновариантность образовательных программ. Новый министр уверена: у всех школ должна быть единая программа. «Сегодня мы живем с вами здесь, завтра – переехали. Ваш сын или ваша дочь пошла в школу, пришла, села, открыла учебники и начала с того места, с которого она закончила в предыдущей школе», - поясняет свою позицию Ольга Васильева.

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

Что касается школьных учебников – это отдельная большая тема. Ольга Васильева считает, что учебник привносит системность в образовательный процесс, что школьный учебник являлся и является мощнейшим организатором многомилионной гражданской нации. Убери из детства наших детей эти единственные и на всю жизнь объединяющие их книги, и мы получим поколение, «выпавшее из контекста». Оно будет образованно, но не будет при этом носителем общих смыслов, общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны. Они не смогут чувствовать себе гражданами, ибо гражданская совесть и гражданская ответственность - это чувства, прежде всего. Министр подготовила цикл публикаций на эту тему, первая их которых опубликована в газете «Коммерсант». Подробнее читайте на

https://www.kommersant.ru/doc/3336330

УЧЕНЬЕ И ТРУД - ВСЁ ПЕРЕТРУТ ?

Советская образовательная система, о возвращении к главным завоеваниям которой не раз говорила Ольга Васильева, считала трудовое воспитание необходимым для формирования гармонично развитой личности. В настоящее время уроки труда в школе сведены к бисероплетению и оригами, а «основы производства», которые когда-то изучали старшеклассники, обучаясь конкретной профессии, из многих школ исчезли вовсе. Ольга Васильева уверена, что труд необходим современным школьникам. Часы трудового воспитания в рамках предмета «Технология» будут вводиться в школах с 2017 года по её рекомендации. Возможно, что в школы вернётся также опыт трудовых практик, когда учеников вывозили на производства для получения и закрепления профессиональных навыков. В зависимости от изучаемой специализации, как в советское время, они несколько часов будут работать на фермах, в лесничествах, в лабораториях… По мнению нового министра, полезные профессиональные навыки дети должны получать ещё во время школьного обучения. Ольга Васильева призвала также вернуть практику дежурства школьников в классах. Сегодня часть родительской общественности, ссылаясь на статью Закона «Об образовании», запрещающей привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой, выступает резко против этого нововведения. Но новый министр считает иначе – дежурства не вредят здоровью, они воспитывают личность растущего человека. Она призывает остановить систему воспитания «маленьких потребителей»: «Мы должны вернуть ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет».

Среднее образование, по мнению Васильевой – то, на что нужно обратить особое внимание. А значит – не может быть никаких мелочей в образовательном и воспитательном процессе, в заботе о техническом состоянии школ, о достойной жизни для педагогов… Поэтому министр на заседаниях вникает в любую частность, на которую указывают педагоги «на местах». Ведь из вовремя осознанной частности может вырасти общее понимание вопроса – и способ его решения.

Первый «учебный» год Ольги Васильевой на посту министра показал: ориентиры выбраны правильно. Начало работе по созданию единого образовательного пространства и прозрачной системы образования – положено. Но успех любого дела зависит от того, какими возможностями обладает руководитель. Сегодня у министра образования нет достаточных полномочий, чтобы добиться эффективной работы по намеченным направлениям – например, Ольга Васильева не может самостоятельно снимать и назначать региональных министров образования. А ведь полномочия министра – это не просто его возможности, это его инструменты работы. Остается надеяться, что министр образования России Ольга Васильева получит в свои руки необходимые «орудия труда», что позволит ей продолжать свою работу над формированием будущего России. Очевидно одно - она искренне верит в важность и необходимость этой работы: «Сегодня мы воспитываем детей, которые скоро станут творцами благосостояния нашей страны»


?

Log in

No account? Create an account